Все новости
Все новости

«Воды нет, зато есть автоматы и прививки от ковида». Екатеринбуржец — о жизни племен в Южном Судане

Публикуем рассказ и колоритные фотографии Станислава Белоглазова

До городов Южного Судана цивилизация добралась, но в племенах ситуация совсем другая

Поделиться

Екатеринбуржец Станислав Белоглазов объехал больше 130 стран, чтобы запечатлеть быт и традиции разных народов. На этот раз с учениками своей фотошколы Magnet он побывал в Южном Судане — африканском государстве, получившем независимость только в 2011 году.

В своей колонке для E1.RU Станислав рассказал об особенностях жизни местных племен, которые всю жизнь проживают под палящим солнцем и считают настоящим подарком обычную пластиковую бутылку.

Мы решили поехать в Южный Судан, потому что никто из нашей компании там не был, но при этом все путешественники искушенные и уже фотографировали, например, племена в Эфиопии, Намибии и Кении, индейцев в Южной Америке и аборигенов в Папуа — Новой Гвинее. А в Южном Судане есть племя мундари — оно действительно уникальное, и попасть к ним туда сложно.

Совсем недавно между Суданом и Южным Суданом шла война, велись бои, поэтому туда особо не ехали те, кто хотел без автоматов спокойно путешествовать с фотоаппаратом. Сейчас там более-менее нормальная обстановка, так что можно проехаться по стране. Мы там провели неделю, не считая перелетов.

Участники фотошколы Magnet старались проводить как можно больше времени рядом с местными племенами

Участники фотошколы Magnet старались проводить как можно больше времени рядом с местными племенами

Поделиться

По логистике эта страна и сейчас доступна, несмотря на массовые отмены рейсов и прочие сложности. Из Екатеринбурга можно прилететь в Дубай прямым рейсом, а из Дубая прямым же рейсом сразу в Джубу — в столицу Южного Судана. То есть транспорт сам по себе россиянам вполне доступен. Единственное — стыковка в Дубае далеко не два-три часа, а, может быть, день или два в зависимости от того, какой рейс выбирать. Но в нашем случае это было, в общем-то, интересно и даже в тему, потому что по дороге туда мы успели посетить «Экспо-2020», а на обратном пути немножко отдохнули в Эмиратах от экзотики суданской жизни.

В основном те, кто путешествует по Южному Судану (особенно настоящие фанаты этнической фотографии), стараются пожить в палатках около племен, чтобы и утро, и вечер, и весь день проводить с ними. Но у нас такой была только часть компании, остальные — путешественники, которые все-таки за комфорт. Так что жили мы в отелях.

В Южном Судане невероятно жарко. Поэтому не удивительно, что местные жители — не самые большие фанаты одежды

В Южном Судане невероятно жарко. Поэтому не удивительно, что местные жители — не самые большие фанаты одежды

Поделиться

В Южном Судане самые экзотичные племена мундари живут не очень далеко от столицы, так что можно жить в приличном четырехзвездочном отеле с бассейном и нормальной едой, а рано утром около четырех часов вставать и ехать встречать рассвет вместе с людьми, живущими с коровами. Днем мы возвращались обратно, потому что рассветы, закаты и даже ночевки в палатках — это еще полбеды, а вот в дневное время при +40 тусить в палатке во всей этой бездушной жаре со слепнями и ждать, когда настанет вечер и солнце опустится к горизонту для продолжения съемки — это надо быть прямо фанатом таких путешествий.

Часть из наших были готовы жить в палатках, а часть говорили: «Если есть такая возможность, давай будем возвращаться в отель и спокойненько саму жару проводить в более комфортной обстановке». Так что можно не читать Варламовых всяких и прочих других блогеров, которые, как обычно, нагнетают, описывая нечеловеческие условия их путешествий.

Конкретно для меня это была уже 136-я страна, в которой я побывал, и большая часть из них — это не страны Европы и так называемого цивилизованного мира, а как раз те самые Африка и Азия — страны «третьего мира». Вот и Южный Судан состоит из деревушек, где даже строений как таковых нет. Там обычная пластиковая бутылка из-под воды — это реальная ценность, потому что с ней можно пойти на пересохшую реку, выкопать ямку, подождать, пока натечет мутная вода, набрать в эту бутылку и принести к себе в этот вот скотный лагерь, где мундари живут со своими коровами.

Жителей местных племен легко порадовать, подарив им простую пластиковую бутылку

Жителей местных племен легко порадовать, подарив им простую пластиковую бутылку

Поделиться

Племя мундари живет с коровами

Племя мундари живет с коровами

Поделиться

Поделиться

Мундари используют калабасы — пустые тыквы, которые превращают в сосуды для переноса жидкости. Поэтому всё из современного мира им очень любопытно и интересно. Радуются они и подаркам в виде конфеток.

Так мундари собирают воду

Так мундари собирают воду

Поделиться

Были и смешные моменты. Одна из участниц нашей группы, впервые попавшая в такие места, на всякий случай взяла с собой запас: «Доширак» и вкусненькие каши быстрого приготовления с клубникой и земляникой.

И она, как сердобольный человек, давай раздавать свои неприкосновенные запасы местным деревенским женщинам. Эти женщины стали тут же вскрывать эти пакетики и засыпать себе в рот сухую кашу, думая, что это что-то похожее на конфеты, которые им, видимо, уже давали. И были сильно удивлены, что это не кажется им вкусным.

Они это жевали, плевались, спрашивали своего вождя, что это им такое подсунули, а вождь спрашивал меня: «Что это такое вы тут пораздали?» Пришлось звать нашего водителя, которому я по-английски объяснял, он переводил всё этому вождю, а тот уже растолковывал женщинам, что это предполагается все-таки залить горячей водой и только потом есть эту вкуснятину. Кашу-то они варить умеют, но никто не думал, что каша может быть вот в таких красивых упаковочках.

Этнические украшения у мундари спокойно соседствуют с христианским символом

Этнические украшения у мундари спокойно соседствуют с христианским символом

Поделиться

Еще забавляет, с каким интересном они смотрят на европейцев. Взрослые могут подойти и с любопытством начать разглядывать не просто наши белые тела, а еще и волосики на теле, потому что на их коже нет растительности. А дети, не заморачиваясь на условности, просто подходят и трогают кожу и волосы на белых голых ногах фотографов-путешественников.

Мы же видим их автоматы Калашникова, берем в руки, отщелкиваем рожки — интересно, заполнены они патронами или нет. Смотрим, в чем они варят свои каши и как разводят огонь в хижинах, а они вот нас всячески ощупывают, смотрят, трогают, из чего мы состоим.

Встретить человека с автоматом в Южном Судане — не редкость

Встретить человека с автоматом в Южном Судане — не редкость

Поделиться

Мундари постоянно с оружием

Мундари постоянно с оружием

Поделиться

Поделиться

Вооружены даже женщины и дети

Вооружены даже женщины и дети

Поделиться

Еще у них живы ритуалы с искусственным нанесением шрамов, у которых, конечно же, не чисто декоративная роль, как у европейцев, которым нравится ради моды резать себе кожу, а также делать туннели в ушах, дырки в носах, пирсинги и привычные нам татуировки. Для племен в шрамировании есть свой сакральный смысл.

Во-первых, принадлежность к племени — разные шрамы наносятся в разных племенах, по этим шрамам сразу распознают, свой ты или чужой. Во-вторых, еще более практичные символы: девушка достигла половой зрелости и готова выйти замуж, поэтому на ее тело мать наносит шрамы, которые показывают всему обществу, что это дочь на выданье.

У женщин и мужчин в племенах разные шрамы

У женщин и мужчин в племенах разные шрамы

Поделиться

Поделиться

Поделиться

А это — член племени мундари

А это — член племени мундари

Поделиться

Лезвиями они делают не только шрамирование, но и прически. А чтобы остался шрам, мало один раз пройтись лезвием по коже. Если просто разрезать кожу, она через неделю уже заживет практически без следа. Чтобы шрам получился грубый и широкий, надрез делают несколько раз. Как только всё — режут снова.

Шрамы почти зажили, и их режут снова, пока не получится большой рубец

Шрамы почти зажили, и их режут снова, пока не получится большой рубец

Поделиться

Еще пара таких надрезов — и грубые шрамы останутся на всю жизнь

Еще пара таких надрезов — и грубые шрамы останутся на всю жизнь

Поделиться

Эти лезвия, которыми они делают шрамы, — одни из тех подарков, которые мы привозили как нужные для жизни. Также они с удовольствием целыми мешками забирали себе обычную соль, которая для них тоже ценность, потому что ее сложно добывать в Африке.

Также ценится мыло, табак... Там очень многие курят, в том числе женщины — в одной деревне абсолютно все курили глиняные трубки.

Люди забивают табак в глиняные трубки, потом идут бамбуковая деревяшка и медный мундштук

Люди забивают табак в глиняные трубки, потом идут бамбуковая деревяшка и медный мундштук

Поделиться

В племенах курят и мужчины, и женщины

В племенах курят и мужчины, и женщины

Поделиться

Встречаются и более «цивилизованные» устройства

Встречаются и более «цивилизованные» устройства

Поделиться

Этот мужчина — главарь деревни, в руке у него спрессованные брикеты табака. Он решает, как распределять табак в племени

Этот мужчина — главарь деревни, в руке у него спрессованные брикеты табака. Он решает, как распределять табак в племени

Поделиться

Во всех деревнях, где живут в доме за оградкой, у них, конечно, нет ни электричества, ни водопровода. Тем не менее власти страны провели там вакцинацию от коронавируса.

Местное население прививают от коронавируса и даже выдают сертификаты

Местное население прививают от коронавируса и даже выдают сертификаты

Поделиться

Как и в большинстве стран Африки, тут принято переносить грузы на голове

Как и в большинстве стран Африки, тут принято переносить грузы на голове

Поделиться

Вместо электричества у них солнечные батареи. И да, сотовая связь работает, телефоны заряжают от этих вот солнечных батарей. А телефон — не только для общения, с него еще и музыку слушают. При этом они не умеют читать и писать, но умеют пользоваться сотовой связью.

В племенах есть солнечные батареи

В племенах есть солнечные батареи

Поделиться

Мундари не строят домов. Спят, положив голову на корову у костра, в котором всю ночь тлеет навоз. Он дает немножко тепла и отгоняет мух, комаров.

Мундари спят на коровах

Мундари спят на коровах

Поделиться

Поделиться

В деревнях тех племен, которые живут уже в домах, есть маленькие приподнятые от земли круглые домики — там место хранения зерна и прочих запасов. Это племена лотуко, бойя, топоса. Они земледельцы, а не кочевые скотоводы, как мундари. В деревнях также разводят кур, поэтому есть хоть какое-то разнообразие в еде.

Такие домики используют как склады

Такие домики используют как склады

Поделиться

Поделиться

Все домики в подобных селениях — это чаще всего каркас из прутьев, которые потом замазываются глиной, иногда глиной с навозом, а крыша сделана из соломы или пальмовых листьев. Оно отчасти защищает от дождя и сохраняет тепло, не пускает внутрь мух и комаров. Вот так и живут. Довольно простенько.

Поделиться

Поделиться

В племенах разводят куриц

В племенах разводят куриц

Поделиться

В гостях у племен из еды, конечно, нечего пробовать. Мундари живут только на каше и парном молоке. Они могут его пить прямо из-под коровы, сразу из вымени. А еще иногда они пьют кровь коров.

Мундари готовят каши на молоке

Мундари готовят каши на молоке

Поделиться

А еще пьют молоко прямо из вымени

А еще пьют молоко прямо из вымени

Поделиться

Убивают и съедают коров они, только когда она стала совсем старой или покалечилась, но это происходит не так часто. Коровы для них как родственники. Они с ними прямо как с родными обращаются и живут практически без мясной пищи.

У мундари очень тесная связь с коровами

У мундари очень тесная связь с коровами

Поделиться

Поделиться

У мундари свои экзотические обычаи

У мундари свои экзотические обычаи

Поделиться

Поделиться

Нас вся эта еда совершенно не прельщала, поэтому мы питались в отелях. Вдали от столицы это в основном была жареная курица, жареная картошка, вареный рис — очень простая еда. В столице есть, конечно, и большие магазины, и приличные отели, и кафешки, где местные повара тебе могут и пиццу приготовить, и прочую европейскую и индийскую еду.

Это — башня для собраний. На нее забираются представители разных семей и решают общедеревенские вопросы

Это — башня для собраний. На нее забираются представители разных семей и решают общедеревенские вопросы

Поделиться

В городах Южного Судана проводят соревнования по реслингу. Для них это уже традиция и своего рода решение межплеменных вопросов: деревни между собой что-то делят на поле такого сражения. Даже есть настоящая спортивная ассоциация реслинга.

Основная суть в том, что они борются в круге. Один другого должен уронить или опустить на четвереньки — тогда бой прекращается. На это собирается посмотреть огромное количество болельщиков.

Задача участников — повалить соперника либо опустить его на четвереньки

Задача участников — повалить соперника либо опустить его на четвереньки

Поделиться

Поделиться

На такие соревнования собирается очень много зрителей

На такие соревнования собирается очень много зрителей

Поделиться

Поделиться

Поделиться

В целом не так страшен Южный Судан, как о нем говорят. Можно жить в палатках, можно жить в гостиницах, даже если это совсем простые отельчики, где нет электричества и включают генераторы на два часа в день. Всё равно можно и зарядить аккумулятор, и поспать на кровати с постельным бельем, и иметь душ и туалет прямо в номере. То есть путешествовать можно и в комфорте.

Поделиться

А что касается потенциальной опасности от множества вооруженных людей, она теоретически есть, но все-таки всем понятно, как и что.

Мы, конечно, оформляли много разрешений — разрешение на наш приезд, визы, отдельное разрешение на провоз фотокамер, потому что все-таки там военные у власти, которые всё контролируют. И каждый день водители получали отдельное разрешение, через какие посты можно ехать, а через какие — нет.

Одну из дорог, по которой мы планировали ехать, закрыли, потому что местные племена затеяли атаковать друг друга. В столице мы читали подробности в местных бумажных газетах. По дорогам вдали от столицы мы ехали с вооруженной охраной.

Одной из машин у нас был пикап, в кузове которого сидели два вооруженных автоматами охранника и смотрели, чтобы не было никаких вот таких фокусов, которые местные могут выкидывать. Но днем всё более-менее спокойно, мирно и безопасно. Это не какие-то путешествия по военным зонам, не какой-то такой безумный экстрим. Вполне нормальные путешествия, просто нужно нанимать охранников.

Посмотрите, какой атмосферный кадр!

Посмотрите, какой атмосферный кадр!

Поделиться

Поделиться

Поделиться

А еще там есть племена, в которых могут выкрасть какого-нибудь мужчину-путешественника из Европы, увезти к себе, поселить в домик, кормить, поить, жену предоставлять, пока эта жена не забеременеет. После этого пустить в расход этого мужчину и заполучить нового ребеночка с новой генетикой, чтобы немного обновить местную деревенскую кровь. Вот такие есть обычаи!

В ближайшее время Станислав Белоглазов собирает компанию фотопутешественников в Армению, Крым и на Камчатку. А пару лет назад он летал в Занзибар и попал там на местную свадьбу. Посмотрите, как на этом острове отмечают бракосочетание. За год до этого фотограф ездил в Бутан и поделился кадрами с местного фестиваля.


Про российские города Станислав тоже рассказывал. Прочитайте, например, его колонку о том, зачем стоит съездить в Калининградскую область.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Станьте автором колонки.

Почитайте рекомендации и напишите нам!

  • ЛАЙК12
  • СМЕХ5
  • УДИВЛЕНИЕ3
  • ГНЕВ2
  • ПЕЧАЛЬ1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter