Непростая ситуация на рынке ОСАГО возникла в Екатеринбурге: жители города жалуются, что не могут купить полисы – страховщики под различными предлогами отказывают в оформлении или делают всё, чтобы оно оказалось крайне затруднительным.
Отказы появились после того, как с 1 апреля в России повысился лимит выплат по полисам ОСАГО по причинённому вреду здоровью, а также была введена упрощённая схема расчёта и получения таких выплат. Все нововведения действуют лишь в отношении договоров, заключённых с 1 апреля. А с 12 апреля повышается базовая ставка тарифа ОСАГО, и полис подорожает до 40-60%. То есть с 1 по 11 апреля у водителей есть возможность застраховать свою ответственность, купив полис с новым лимитом по старой цене.
Так, в некоторых компаниях, не имея права на отказ в оформлении ОСАГО, говорят, что полисов сейчас просто нет и купить их просто невозможно. Подобный ответ снял на камеру правозащитник Дмитрий Ларионов.
– Сегодня полис мне выдавать отказались по "классической" причине – нет бланков. Разумеется, такая причина отказа не является законной, и это достаточный повод для написания заявления в Роспотребнадзор и Центробанк с целью проведения проверки и привлечения к ответственности виновных лиц, – говорит Дмитрий.
В компании "СОГАЗ" и вовсе выдают всего по 8 полисов в день – не более.
– Мы не отказываем в выдаче полиса. Просто у нас работает всего один специалист, у него по нормам – один час на каждого клиента, а рабочий день 9-часовой с перерывом на обед, – сказали в страховой.
В "Ингосстрахе" подтвердили, что полисы продают сейчас не всем.
– Мы полисы продаём, но есть некоторые, кто приходит с полисами, заканчивающимися в июле или даже январе 2016 года. Им мы откажем. В этом случае коэффициент бонус-малус, влияющий на стоимость полиса, считается по году действия полиса. Только в конце периода действия полиса можно определить, получит ли клиент скидку или повышающий коэффициент за аварийность. Все хотят получить полис по старым ценам, но с новым лимитом, но чудес не бывает. Люди сейчас пытаются купить полисы подешевле, отсюда и ажиотаж, – говорит Наталья Вагина, директор компании "Ингосстрах".
Наталья считает, что сейчас бежать и скупать полисы не нужно.
– С 12 апреля вводятся новые тарифы, и полисы будут по новым ценам. Но эта ситуация похожа на ситуацию с гречкой – не закупить полисов на год вперед. Не настолько вырастет цена, чтобы сейчас бегать и тратить свои силы. У нас ажиотажа не наблюдается, – считает специалист.
Дмитрий Ларионов утверждает, что "выгодно – невыгодно" не имеет значения: страховщики обязаны выдавать полис.
– Во-первых, страховщиков никто не спрашивает: в случае, когда речь о договоре обязательного страхования, компания обязана оформить договор с любым обратившимся гражданином при условии предоставления им всех документов. Во-вторых, даже "по-человечески" понимать представителей СК нет никакого желания, глядя на то, как каждая четвертая выплата получается только через суд, больше половины договоров оформляется с незаконным навязыванием дополнительных услуг, а Центробанк верит страховым компаниям чуть ли не на слово и повышает тарифы, в то время как независимые расчёты опровергают убыточность ОСАГО, – считает правозащитник.
Ситуацию прокомментировали в РСА. В Российском союзе автостраховщиков заверили, что проводят ежедневный мониторинг продажи полисов ОСАГО на территории РФ.
– Страховщик обязан осуществлять продажи ОСАГО во всех своих филиалах. При этом, исходя из смысла нормы о публичности договора ОСАГО, должна быть обеспечена доступность продаж полисов для населения. Мы вправе применить к страховщикам санкции к членам союза, если они нарушили законодательство об ОСАГО, – пояснил директор РСА Игорь Юргенс.
Также в РСА напомнили, что контролируют и навязывание дополнительных услуг.
Напомним, что, согласно российскому законодательству, в Кодексе об административных правонарушениях установлена ответственность за необоснованный отказ от заключения договоров ОСАГО, за навязывание дополнительных услуг. Штраф в отношении должностных лиц составляет 50 тысяч рублей.