Е1.RU продолжает рассказывать вдохновляющие истории мам, которые в декрете открыли свое дело и смогли на этом заработать. Наша новая героиня — Алена Жигулина. Она продала любимый мотоцикл, чтобы открыть свою ветеринарную клинику. На четвертом месяце беременности она ушла из найма, арендовала помещение и стала единственным сотрудником своей лечебницы, которая через два года выросла в сеть.
— Всю жизнь я работала только ветеринаром. Окончила университет и сразу устроилась по специальности. Я всегда точно знала, что это мое. Но, работая в других клиниках, хотела открыть свою, — рассказала Е1.RU Алена.
До беременности она обожала ездить на мотоцикле. Купила его несколько лет назад, как только получила права.
— Родственники, конечно, были против. Я каталась на мотоцикле пять лет, мне это очень нравилось, — вспоминает Алена.
Забеременев, она попрощалась с экстремальным увлечением, продала свой байк и на вырученные 100 тысяч рублей сняла помещение в Березовском, никому об этом не сказав.
Открытие своей ветеринарной клиники девушка планировала давно, писала бизнес-планы, пыталась всё просчитать.
— Я не обращалась ни к каким специалистам, рассчитывала только на себя, — поделилась она. — Помещение сняла, ни с кем не советуясь. Уже потом рассказала об этом близким. Назад пути не было. Конечно, у меня были опасения, как всё будет. Я начинала без кредита, без партнеров. С одной стороны, мне было страшно: кто мне в этом поможет? С другой стороны, я ни у кого не спрашивала разрешения и с головой окунулась в свое дело. Но оказалось, что я не одна, что рядом со мной много людей, которые готовы помочь.
Алене помогали муж и друзья — вечерами и ночами они вместе с ней ремонтировали будущую клинику.
— После своей работы и по выходным они тихонько шуршали здесь с отделкой, чтобы не мешать жильцам дома этажами выше. Благодаря поддержке близких мы всё осилили, хотя было очень тяжело. Денег на дизайнера просто не было, я всё придумывала сама, — рассказала Алена. — У меня уже живот не влезал никуда, а я всё равно залезала на стремянку, чтобы вкрутить лампочку под потолком. В октябре я сняла помещение, а в декабре было открытие.
Она долго искала место под клинику и выбрала его там, где нет конкурентов. Хотела открыть такую «лечебницу у дома», в которую придут клиенты из соседних многоэтажек.
— Денег на рекламу просто не было. В типографии мы распечатали листовки, акционные купоны и потом раздавали их в соседних дворах, раскладывали по почтовым ящикам. Помню, было холодно, ноябрь, а мы стояли у подъездов и ждали, когда нам откроют двери, чтобы разложить эти листовки. Вот такая у нас была первая реклама, — вспоминает Алена.
В день открытия она не рассчитывала сразу вести прием. Приготовила чай, пироженки, готовилась просто к знакомству с будущими клиентами. А люди сразу пошли с животными.
— Первые четыре месяца я не зарабатывала практически ничего, были только вложения. Единственным работником в ветклинике была я сама: и администратором, и ветеринаром. Всё уходило на аренду и покупку минимальных медикаментов для ведения приема. С пятого месяца появилась чистая прибыль, и я смогла нанять двух врачей, — рассказала девушка.
Алена работала в клинике до самых родов, а после появления малыша взяла на себя всю административную функцию.
— Мне ставили роды на 1 апреля, а накануне у меня был полноценный рабочий день. Когда ребеночек родился, я взяла на себя всю административную работу. Конечно, делегировать было очень волнительно, я переживала, что оставила свое любимое детище. Когда малышу было 4–5 месяцев, я начала выходить на операции, — вспоминает ветеринар. — В будни ребенка оставляла с мамой, бабушкой и сестрой. Они ездили со мной на работу — я кормила его, и он спал в машине.
Алена признается, что с клиникой было много сложностей, к которым она была не готова. Всё рассчитывала сама, а чтобы сделать это правильно и точно, не хватало знаний.
— Первую клинику несколько раз топило, это всё были затраты, — рассказала она. — Пострадало всё: и техника, и стены, это было прямо страшно, бегали в резиновых сапогах, вытаскивали всё. Много сложностей было с ребенком, когда он болел, не спал ночами, а мне надо было идти на операцию. Спасалась с помощью кофе. Но я находила силы, потому что это любимое дело. Я вдохновляюсь своей работой.
Когда малыша было не с кем оставить, Алена брала его с собой на работу. Клиенты соглашались поиграть с ним, пока врач осматривала их питомца.
— Я ходила с годовалым ребенком ставить капельницы собаке. Клиенты шли навстречу, когда я объясняла свою ситуацию. Всё можно предусмотреть, всегда можно найти поддержку, если захочешь, — говорит ветеринар. — Я считаю, что не надо зацикливаться на ребенке, воспринимать его как препятствие. Декрет помогает посмотреть на жизнь с другого ракурса. Мир на ребенке не закрывается, надо просто прислушаться к себе и попробовать. Если будешь гореть своим делом, то все препятствия перестанут быть препятствиями, что бы вам ни говорили другие.
Когда ребенку было два года, Алена решилась на открытие второго филиала. Сейчас в двух отделениях работают девять сотрудников.
— Конечно, клиника постоянно требует вложений. Оборудование постоянно меняется, этому нет предела. Вот у нас был хороший аппарат УЗИ, но появились более современные, и захотелось его обновить, — говорит молодая мама. — Пока не задумываешься о том, что надо и себе какую-то зарплату выделить, всё вкладываешь в бизнес, чтобы всё работало и клиника процветала. Но мне очень нравится, что я делаю. О том, что ушла из найма, я не жалею.
Еще мы рассказывали о Татьяне Бердус, которая в декрете с четвертым ребенком вспомнила о мечте всей жизни — стала стилистом и открыла нестандартное модельное агентство для людей с комплексами. А Василина Аразова с грудничком на руках стала зарабатывать по 10 тысяч в месяц на косах. Прочитать еще больше вдохновляющих историй о женщинах, которые успешно совмещают материнство и собственное дело, можно в нашей рубрике «Бизнес в декрете».