Перед Новым годом в Екатеринбурге традиционно оживает бизнес по продаже пиротехники — в преддверии праздника спрос на нее возрастает в разы. Всего за один месяц владельцам киосков с фейерверками удается заработать львиную долю своей годовой выручки, и суммы там, судя по всему, очень привлекательные. Настолько, что, как показала недавняя перестрелка на ВИЗе, бизнесмены в борьбе за хлебное место даже готовы взяться за оружие.
Мы решили выяснить, сколько зарабатывают продавцы пиротехники в Екатеринбурге и чем они занимаются в месяцы, когда их продукция практически не востребована. По данным 2gis, в городе сейчас открыто около 100 точек по продаже фейерверков. Рассказываем об этом бизнесе на примере трех компаний — двух крупных федеральных и одного частного предпринимателя.
«Русский фейерверк»
Самая крупная сеть, киоски которой встречались каждому, — это «Русский фейерверк». Компания существует с 1993 года. Это один из самых крупных импортеров пиротехники в России; кроме того, у него есть собственный завод по производству хлопушек и бенгальских огней. Как отмечается на сайте компании, на рынке ее товары представлены брендами «Русский фейерверк», «Фейерлэнд» и «ТСЗ». Главный офис находится в Сергиевом Посаде.
В Екатеринбурге сейчас работают два десятка филиалов «Русского фейерверка», и это не только собственные магазины сети.
Как объяснил E1.RU управляющий сетью магазинов Константин Новоселов, открыть павильон под вывеской с названием компании может практический любой предприниматель.
— Как таковой франшизы у «Русского фейерверка» нет. Главное условие — это торговля только изделиями компании. За этим она следит и в случае незаконного использования товарного знака подает иски, — рассказал Константин Новоселов.
По данным сервиса «Контур.Фокус», собственниками компании являются предприниматели Татьяна Алексеева, Анатолий Воробьев, Александр Антипенко и Александр Усилин. Большая часть акций принадлежит Татьяне Алексеевой. На ее имя зарегистрировано еще несколько юрлиц, в том числе «Троицкий снаряжательный завод», который занимается производством взрывчатых веществ. Также Алексеева имеет отношение к ряду компаний по аренде недвижимости.
Выручка «Русского фейерверка» за 2021 год составила 631,2 млн рублей, чистая прибыль — 62,2 млн. По сравнению с пандемийным 2020 годом финансовые показатели компании существенно выросли. А вообще за последние шесть лет выручка предприятия увеличилась в два раза.
По словам Константина Новоселова, павильоны компании работают круглый год, но 65–70% всей годовой выручки приходится на декабрь. Также спрос на пиротехнику возрастает в сезон свадеб — с июля по сентябрь. А еще летом в магазины приходят охотники, они покупают петарды, чтобы пугать зверей.
«Большой праздник»
Еще одна крупная федеральная компания, которая производит и продает пиротехнику, — «Большой праздник». Работает на рынке с 1993 года. Магазины сети есть в 90 городах России и стран СНГ.
В Екатеринбурге открыты две ее точки. Они работают под юридическим названием «Салюты большого праздника». По данным «Контур.Фокуса», выручка компании за прошлый год составила 21,4 млн, прибыль — 1,4 млн рублей.
По оценкам коммерческого директора компании Татьяны Секисовой, 80% выручки специализированные магазины получают в предновогодний период. В летнее время приходится либо сокращать количество работающих киосков, либо закрывать их и зарабатывать как-то иначе. К примеру, сдавать помещения в субаренду для продажи шаурмы или проката велосипедов.
«Все по-разному выкручиваются. Поработать в декабре, а потом круглый год ничего не делать, невозможно»
Правда, несмотря на все усилия, доходы компании всё равно сокращаются. С 2016 по 2020 годы выручка предприятия постепенно сократилась почти в два раза — с 36 до 17,3 млн рублей, но в прошлом году финансовое положение удалось немного выправить.
А вот у всей сети дела обстоят не так хорошо. По итогам прошлого года «Салют Холдинг» (юридическое название «Большого праздника») оказался убыточным. Учредителем компании выступают «Чемко Энтерпрайз Лимитед», зарегистрированная на Виргинских островах, и предприниматель Виктор Самошин, который также является гендиректором холдинга.
На имя бизнесмена зарегистрировано 20 компаний, в том числе довольно успешный пивной ресторан в Санкт-Петербурге, а также предприятие по аренде недвижимости.
«123Пли»
Небольшим предприятиям сложно конкурировать с федеральными игроками. Но от этого мелких контор, торгующих пиротехникой, в Екатеринбурге меньше не становится.
Так, например, в городе уже почти 30 лет существует компания «123Пли», которая имеет собственное производство пиротехники, а также поставляет ее в Россию из-за рубежа. Сейчас предприятие работает в формате интернет-магазина. Как и в случае с другими продавцами, его ассортимент широк — от батарей салютов и римских свечей до хлопушек и цветных дымов.
Компания зарегистрирована под юридическим названием «Пульсар» в Оренбурге. Ее директором и учредителем является Дмитрий Главицкий. Он имеет отношение еще к нескольким небольшим предприятиям, причем из разных отраслей — от зрелищно-развлекательной деятельности до производства строительных металлических конструкций.
В 2021 году выручка «123Пли» достигла 5,3 млн рублей. Это на 28% больше, чем за предыдущий год, но не больше рекордного для компании 2019 года, когда она заработала почти 9 миллионов. Добавим также, что прибыльным предприятие перестало быть в 2018 году. По последним данным, его убыток составляет 3,6 млн рублей.
А что с нелегалами?
Наряду с официально зарегистрированными компаниями, которые платят налоги, на рынке есть очень много скрытых игроков. У большинства из них нет сайтов и страниц в социальных сетях, откуда можно узнать хоть какую-то информацию. Их торговые точки — это самовольно открытые киоски, которые курируются различными криминальными группировками.
Мы пообщались с предпринимателями, которые работают в этой сфере. На условиях анонимности они согласились рассказать, как работает эта сфера, на примере киосков на Татищева, из-за которых крепкие парни устроили стрельбу 7 декабря 2022 года.
— Фейерверки наибольшую прибыль приносят в сезон, — рассказал наш собеседник. — Буквально две-три недели поторговать и можно смело убирать их. Администрация [района] пока раскачается, пока уведомит собственников и соблюдет все процедуры, они успеют отторговаться и уехать.
«Платят копеечный штраф и получают сверхприбыль»
По словам инсайдера, за сезон доход одной точки может достигать 300 тысяч рублей, тогда как штраф за самовольное занятие земельного участка — всего 5–10 тысяч рублей.
Кстати, в этом году мэрия Екатеринбурга решила отказаться от салюта, но запрещать использовать пиротехнику горожанам не стала, так что выручка у участников рынка, возможно, подрастет.
Кроме фейерверков, перед Новым годом расцветают и другие виды бизнеса. В торговых центрах всего на несколько недель появляются торговые ряды с елочными украшениями. Посмотрите наш обзор праздничных товаров. Также в магазинах уже начали появляться костюмы для детских утренников. Мы писали, что там можно найти и за какие деньги.