Господи, думал я, приобретая эту книгу. Ну где же издатели собираются найти в России 2000 человек, готовых выложить 206 руб (цена в «Библио-Глобусе») за сомнительный интерес к думам и чаяниям современной молодежи. Тем не менее, пожалел я всего лишь о 6 рублях. Книга меня позабивала и в целом, пожалуй, даже понравилась. Но обо всем по порядку.
Ник Лухвицкий. Мемуар двадцатилетнего.
Способность самовыражаться делает человека счастливым. Одним из первых это понял Эдуард Лимонов. И с тех пор он пространно и нудно описывает все сколь-нибудь примечательные факты собственной биографии, обильно сдабривая их колоритом эпохи и умозаключениями. Повесть Лухвицкого содержит почти все наиболее характерные признаки прозы Лимонова: постоянно проговариваемый комплекс «гадкого утенка», фрагментарную и не всегда ожиданную образованность, признания в гомосексуальных связях. Интересно, когда вся жизнь будет литературно обработана, о чем будем писать?
Ирина Табунова. Заочная красавица.
Неожиданно понравилось. Только не описаниями трудов праведных — главная героиня работает в фирме «секс по телефону». Нет, просто в этом слегка пошловатом, потрафляющем вкусам публики ракурсе проговариваются «вечные» для современного общества темы: коммуникация, секс и одиночество. Бесхитростно и неплохо.
Лилия Ким. «Аня Каренина».
Если у этой книги была задача вызвать у читателя тошноту, то с нею она справилась великолепно. Тошноту не в смысле занудного, плохо усвояемого чтения, а как естественную реакцию на все описанное. Хотелось бы мне патетически воскликнуть: «Где же ты всего этого насмотрелась, девушка?», да язык не поворачивается, слишком много узнаваемого. По-моему, во всем тексте нет ни одного персонажа хотя бы с тенью положительности. Сплошные пороки, несовершенства, малодушие. Имена и самые общие сюжетные контуры взяты оттуда, из Льва Николаича. Наверное, для пущего гротеска. А то, что этот роман насыщен гротеском, то есть преувеличениями, очевидно.
Сергиевская Анна «Муравейник.Столкновение с вечностью».
У автора просто беззастенчивая тяга к «полотнищам», панорамным, эпическим повествованиям. Как будто боится, что вот ей дали высказаться в рамках романа или повести, и нужно успеть сказать все, что думаешь, и обо всем же. Политика, идеология, человеческое, слишком человеческое — «все смешалось в доме Облонских». Чересчур наворочено и умно для литературного произведения. Чувствуется налет своего рода интеллектуальной забавы. К тому же жанр выбран полу-исторический, в духе эссе «Если бы Александр (Македонский — имеется ввиду) не умер тогда». Тут тебе и тысячелетний Рим (Америка) с императорами (насмотрелась Тинто Брасса, понимаешь или Транквилла начиталась), и Русланд (поди, немецкий язык учила) с пейзанами, и Дойчланд с руссо-бюргерами. Не верю, чтобы женщина всем этим могла жить.
Ирина Денежкина. Дитенок.
Издатели, вроде, как про запас все творения этой «звездочки» держат. Хотят отдельными книгами издавать, наверное. Поэтому текст, последний в альманахе, самый невыразительный и маленький. Даже сказать нечего. Кого ж теперь, после «Ани Карениной» нелюбовью к близким родственникам (в данном случае — брат) шокируешь?
Несмотря на общее положительное впечатление, хочется заметить вот что. Не проходит у меня ощущение, что данные авторы появились на литературной пене потому, что надо же было кому-то появиться. Однажды я спорил со своей хорошей знакомой о личностной ценности супермоделей-манекенщиц. Ведь много девушек с безукоризненной внешностью, говорили мне, однако на подиуме именно они. Да в том-то и дело, отвечал я, что не зайди какие-то там продюсеры на мюнхенскую что-ли дискотеку, и была бы у нас в образцах совсем другая Клава. То, что я прочитал, правда, напомнило мне о моделях. Современной молодежной прозы.
Рекомендуется умненьким девочкам и талантливеньким мальчикам.