E1
Погода

Сейчас+4°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+4°

облачно, без осадков

ощущается как +1

3 м/c,

зап.

732мм 79%
Подробнее
0 Пробки
USD 91,82
EUR 98,95
Реклама
Развлечения мнение Атлант затарил гречи: два бестселлера, успех которых удивляет

Атлант затарил гречи: два бестселлера, успех которых удивляет

Рецензия нашего книжного обозревателя на нашумевшие романы, о которых вы точно слышали

Оба романа короткими назвать язык не повернется

Наш книжный обозреватель каждую субботу (и нерабочий апрель тому не помеха) советует вам, что почитать. На прошлой неделе он рассказал про роман китайского писателя, получившего Нобелевку, о том, к чему приводит политика контроля рождаемости. Переходите по ссылке, если не читали.

А в этой рецензии от Вадима Бадретдинова — два бестселлера, о которых вы точно слышали. Это «Шантарам» австралийского автора Грегори Дэвида Робертса и «Атлант расправил плечи» американской писательницы, уехавшей из СССР, Айн Рэнд.

Шантарам. Грегори Дэвид Робертс (перевод с английского Л. Высоцкого и М. Абушика)


Впервые роман Грегори Дэвида Робертса «Шантарам» был опубликован еще в 2003 году, в России — спустя семь лет. И он сразу забил полки книжных магазинов. Во всем мире продано около шести миллионов экземпляров, в скоро планируется выход сериала с Чарли Ханнэмом (он снимался в «Джентльменах» Гая Ричи. — Прим. ред.) в главной роли.

Главный герой романа Лин (он же Линдсей Форд, он же Линбаба, он же Шантарам) — альтер-эго самого писателя. Лин сбегает из австралийской тюрьмы в Индию, в Мумбаи. Там он вместе с мафией занимается преступной деятельностью: подделывает деньги и документы, торгует валютой, связывается с наркотрафиком. На самом деле Лин добрый малый: людей жалеет и хочет им помочь, но жизнь распорядилась иначе. Будучи классическим героем мотивационных книг и фильмов, Лин с самого дна поднимается по лестнице социального благополучия, пусть даже и преступным путем.

Конечно, в романе много чего происходит (еще бы, на 900 страниц текста об одних преступных махинациях было бы слишком), но, по большому счету, преступными сделками вся история и ограничивается. Текст разбавляют лишь две вещи. Первая — погружение в атмосферу бедной, но красивой и колоритной Индии. Тут стоит оговориться, что это безусловное достоинство книги, хоть и, похоже, единственное. Вторая — невозможно высокий пафос.

«Добрую часть книги героя занимают псевдофилософские размышления, сплошь состоящие из клише под стать статусам в социальных сетях»

«Единственное королевство, которое делает человека королем, — это царство его души», «Любовь, как и уважение, — это не то, что ты получаешь, а то, что ты отдаешь», «Чувствовать, что тебя слушают, — это почти самое лучшее, что есть на свете». Этот список можно продолжать бесконечно.

Назвать книгу совсем уж плохой нельзя. В ней есть некоторый шарм, а также, пускай и слабо, но все-таки сформированный мир героев и обстоятельств. Но это не тянет на оправдание той популярности, что есть у романа. Похоже, что здесь работает динамика сюжета, помноженная на романтичный образ Робин Гуда с элементами простой, якобы житейской мудрости. Это как выступления Тони Роббинса — автор (а мы помним, что он же Лин) представляет читателю высоколобого героя, проводящего дни напролет в позе мыслителя, хотя по факту за этим образом ничего не стоит.

Атлант расправил плечи. Айн Рэнд (перевод с английского

Ю. Соколова, В. Вербера и Д. Вознякевича)


«Атлант расправил плечи» Айн Рэнд (настоящее имя писательницы — Алиса Розенбаум) один из самых известных в мире романов-антиутопий. Если кто и не читал, то уж точно о нем слышал. Его издали еще в середине прошлого века, и в связи с экономическим кризисом 2008 года книга приобрела особую популярность среди российских читателей.

Примечательно, что в России «Атланта» издало издательство «Альпина Паблишер», специализирующееся на бизнес-литературе, что уже говорит о направленности романа. Но все-таки книга определенно имеет художественную форму, а значит, подлежит критической оценке в качестве художественного произведения.

По сюжету, руководители крупнейших промышленных предприятий Америки Хэнк Реарден и Дагни Таггерт не готовы мириться с государственной политикой социалистической направленности, которая предполагает контроль государства над экономической жизнью общества. В результате действий властей закрываются предприятия, люди теряют работу, страна летит в сторону экономического кризиса, но убедить власть в правильности исключительно капиталистического устройства страны у героев не получается. Борясь за свою независимость, Хэнк и Дагни открыто противопоставляют себя такому порядку. Как выясняется по ходу развития сюжета, они не единственные.

Несмотря на все достоинства книги с точки зрения развития авторских философских теорий, роман откровенно чрезмерно растянутый и, извините, нудный.

«В нем почти полторы тысячи страниц унылого жизнеописания, множество одинаковых диалогов и странно реагирующих картонных героев, которым не веришь»

Последнее особенно выбивает из колеи. Повторяя одну и ту же мысль много раз подряд, не пытаясь поменять мизансцену и реплики, Айн Рэнд не доводит до читателя свою идею, а, скорее, раздражает его, тем самым лишая текст какой-либо силы. Похоже, что успех романа обусловлен простой в понимании философией, которая легко ложится на умы как опытных предпринимателей, так и просто интересующихся.

Как итог: ради раскрытия принципа разумного эгоизма трехтомник вполне можно сократить до одной книги без потери смысла и сюжета. А учитывая, что ранее Айн Рэнд на ту же самую тему написала немаленький роман «Источник» (стоит сказать, что он лучше «Атланта», — причина бедности второго, скорее всего, кроется в банальном писательском истощении), то написание «Атланта» и вовсе кажется избыточным.


Ниже в новостях по теме — другие книжные обзоры. Они точно помогут вам найти книгу, от которой вы не сможете оторваться на самоизоляции!

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления