Уже несколько лет подряд 9 Мая над центром Екатеринбурга разносится его торжественное "Здравствуйте уважаемые фронтовики, ветераны войны и тыла…", открывающее военный парад, и раскатистое "Ура!". Это он рассказывает тысячам горожан, собравшимся на площади 1905 года и прильнувшим к экранам телевизоров, какие войска сейчас маршируют перед ними, какая проходит техника. Кто он – наш голос Победы?
Знакомьтесь: заслуженный артист России Игорь Кравченко. Актер Свердловского академического театра драмы. Снялся в четырёх художественных фильмах ("Уйти, чтобы вернуться", "Важняк. Игра навылет", "Спасите наши души", "Серебро", "Next-3"). Озвучил около 400 научно-популярных и документальных фильмов.
С Игорем Петровичем мы встретились во время короткого перерыва между репетициями военного парада и нового спектакля в Театре драмы.
Парада я не вижу
Из тех, кто участвует в параде и отвечает за его организацию, Игорь Кравченко, пожалуй, единственный человек, который не видит шествия праздничных колонн. Все его внимание сосредоточено на речи ведущего: текст всегда перед глазами, отступать от него нельзя ни на полслова.
– В речи импровизация исключена. Импровизировать я могу только интонационно, ненавязчиво проявляя своё отношение к происходящему. Допустим, проходит одна группа военнослужащих, и я предлагаю присутствующим обратить на неё внимание, говоря с интонацией "это мне нравится". Следующую группу я могу поприветствовать так, что станет ясно: это мне нравится ещё больше. Не исключено, что речь, посвящённую ещё одной колонне, я произнесу со значением "посмотрите, это же вообще здорово!". Но всё – без малейшего негатива. И в обыденной речи мы хвалим с неодинаковой интонацией разных людей, даже своих детей.
– Как же вы узнаете, кто проходит перед трибуной, если глаз нельзя оторвать от текста? Как определяете время перемещения каждой колонны?
– За точность отвечает военнослужащий, который находится на трибуне рядом со мной. На нынешнем параде это майор. Мы работаем по условному сигналу – лёгкому хлопку рукой по предплечью. Одно касание, например, означает "Поехали!", два – "Нужно подождать".
– А кто пишет речь для ведущего? Она меняется год от года?
– Торжественная речь повторяется на каждом параде. Изменения небольшие, как правило, они касаются только годовщины Победы – 70-ю сменяет 71-я... За содержание текста отвечают военнослужащие журналисты, редакторы. Текста много, запас речи есть всегда, так что голосовые связки работают постоянно. Это даже физически непростой труд.
– А что если, не дай Бог, закашляетесь?
– Это просто недопустимо.
– Но техническая подстраховка в виде фонограммы предусмотрена?
– Нет, на параде только "живой" звук! Каждое слово я произношу сам.
– Что помогает выдерживать такую нагрузку?
– Голос – это прежде всего дыхание. Если умеешь правильно дышать, значит, можешь управлять своими голосовыми связками. Конечно, даже самые мощные связки – не стальные, но при верной постановке дыхания в полную негодность они не придут никогда. Когда я учился в ЛГИТМИКе – сейчас это Российский государственный институт сценических искусств, – у меня был замечательный педагог Ксения Владимировна Куракина. Она помогла мне развить голос, данный природой.
А вести парад помогает ещё и моя биография. Отец бежал на фронт, когда ему ещё не исполнилось 15 лет, и в составе Кантемировской дивизии прошёл всю войну – от Днепра до Праги, награжден медалями "За отвагу", Орденом Красной звезды. Мама тоже воевала – служила зенитчицей в Баку. Так что отношение к нашей Победе у меня с детства более чем серьёзное.
Завидую ведущим московских парадов
– На параде приходится приспосабливаться к жёсткой военной дисциплине. Кроме того, наверно, получаете ценные указания от ФСБ, полиции?
– ФСБ и полиция никаких указаний мне не дают. Их я получаю только от командования Центрального военного округа. Обычно эти указания связаны с техническими погрешностями в чтении речи. Все же мне, человеку штатскому, непросто разобраться в наименованиях военной техники, на репетициях иногда бывают оговорки. Однако на параде ошибки исключены, поэтому мы так много и репетируем. На трибуне, с которой я веду парад, рядом со мной находится группа людей, в основном военных. Они ответственны за качество трансляции и время от времени отвечают на звонки телефонов, установленных тут же, на небольшом столе. Я к этим телефонам не имею отношения.
– Вы уже в четвёртый раз ведёте парад Победы в Екатеринбурге. В чём его особенность по сравнению с подобными торжествами в других городах?
– В записи я всегда смотрю столичный парад Победы и очень завидую ведущим. Они работают в более комфортных условиях, чем я, потому что никуда не торопятся. В московском параде участвует огромное количество техники и людей, поэтому темп мероприятия довольно размеренный. А на нашем параде "коробки" с марширующими военными и техника быстро сменяют друг друга, и ведущему нужно всё успеть прокомментировать. Так что темп очень напряженный, приходится быть предельно собранным. В тоже время я благодарен судьбе и своему голосу за эту ответственную "роль". Из всей армии российских дикторов далеко не каждому выпадает такая удача и честь – вести парад Победы.
В детстве мечтал стать лётчиком
Диктор-Кравченко дебютировал раньше, чем Кравченко-актёр. Уже в 14 лет он вёл на радио передачу "Пионерская зорька". Именно под его звонкий подростковый голос по утрам собирались на уроки школьники города Северодонецка Луганской области. Там и сейчас живут сестра и племянники Игоря Петровича.
Его же самого судьба и актерская профессия бросали с одного края страны на другой: Ленинград, Воронеж, Магадан, Душанбе, Магнитогорск, Екатеринбург.
– При таком раскатистом, зычном голосе режиссёры, конечно, давали вам роли военных?
– Роли военнослужащих у меня были, только не командирские. Например, в спектакле "Я всегда улыбаюсь" играл главную роль лейтенанта Миши Капустина. Это весёлый, добрый, влюбчивый молодой человек, который живёт под девизом: "Я всегда улыбаюсь" и погибает в последний день войны.
– А сами служили в армии?
– Не служил. В детстве мечтал стать лётчиком, но вестибулярный аппарат оказался не на высоте. Впрочем, я человек спортивный.
Фото: Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU
Видео: Максим БУТУСОВ / E1.RU