E1
Погода

Сейчас+24°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+24°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как +21

4 м/c,

зап.

732мм 21%
Подробнее
4 Пробки
USD 90,65
EUR 98,58
Реклама
Мой дом Полезные статьи Новая старая схема

Новая старая схема

Власть никак не может оставить автолюбителя в покое. Правда, последнее новшество, в отличие от многочисленных и регулярных предложений по ужесточению наказаний вроде бы направлено на пользу водителю. Грядут поправки в закон об ОСАГО. С наступлением весны средневзвешенное количество контактов водителя с представителями ГИБДД должно уменьшиться, а получение возмещения по страховке – упроститься. На деле же далеко не все так радужно…

Наше с вами государство по-прежнему продолжает упражняться в принятии так называемых социальноориентированных законов. Одним из таких вот уже шесть лет считается закон об ОСАГО. Однако поскольку наши законотворцы давно уже взяли на вооружение принцип «ввязаться в бой, а там разберемся», закон периодически дорабатывают, подправляют и усовершенствуют. Вроде бы полезная деятельность, не так ли? Тем более, что очередной комплекс поправок, вступающий в силу 1 марта, должен существенно упростить водительскую жизнь в правовом поле. Так ли это на самом деле?

Думается, что не совсем. При ближайшем рассмотрении оказывается, что эти поправки в их нынешнем виде суть изрядный поросенок, подложенный самим страховщикам. И от чести разделить его с водителем они, вполне возможно, постараются всячески откреститься.

Эта попытка ввести поправки в действие – уже не первая, однако совершенно точно последняя. Наступление календарной весны будет означать появление и у водителей, и у страховщиков, двух заклятых друзей-антагонистов, не только новых прав, но и новых обязанностей. А вот чтобы разграничить их, придется потрудиться. И участники рынка, и представители руководства Российского Союза Автостраховщиков сходятся во мнении, что полугодовая отсрочка введения поправок в действие ничуть не улучшила ситуацию с проработкой механизма их работы. Проще говоря, время, выделенное на отладку, потрачено впустую. «Существовали объективные препятствия в виде отсутствия необходимых подзаконных актов, и отсрочка давала возможность эти документы, во-первых, подготовить, а во-вторых, провести через нужные инстанции, – считает Виталий Жужгин, исполнительный вице-президент СК «Цюрих. Ритейл». – За прошедший промежуток времени практически ничего сделано не было».

Российскому сообществу страховщиков и страхователей не привыкать к подобным ситуациям, когда принципы действия закона осознаются теми, кто должен его выполнять, уже во время действия этого закона. К моменту его вступления в силу снять все возникающие вопросы удается довольно редко. Может быть, этой весной будет легче, ведь поправок всего две?

Ущерб навырост

Раз и два. Возможность в ряде случаев не вызывать на место ДТП инспекторов ГИБДД и обращение за страховой выплатой не в компанию виновника, которая может находиться за тысячи километров, а в свою собственную, которая под боком. Если говорить об исключении из процесса оформления ДТП представителей власти, то вряд ли какой екатеринбургский водитель будет против этого возражать. Сама поправка, разрешающая не вызывать ГИБДД на место происшествия, звучит в столице Урала довольно абсурдно, ибо их и так не вызывают. Потому что не дозовешься. Так что и ГИБДД, и водители эту меру только поприветствуют. Вот только как бы потом боком не вышло. Закон ограничивает возможность обойтись без ГИБДД несколькими условиями: участников ДТП должно быть всего двое, вина одного из них не должна вызывать сомнений, сумма ущерба не должна превышать 25 000 рублей… Последнее условие и является основным камнем преткновения. По мнению страховщиков, на момент создания проекта закона цифра вполне отвечала реальности и была близка к цифре средней выплаты по ОСАГО. Однако в условиях нынешней экономической ситуации, когда сами продавцы запчастей не знают, сколько завтра будет стоить их товар, сложно ожидать от рядового водителя оперативного жонглирования ценниками. И не только ценниками – уровень правовой культуры отечественных водителей по вполне понятным причинам весьма невысок. Опыту-то откуда взяться? Отсюда возможны и ошибки в оформлении, и в определении виновника, и много в чем еще.



Есть и еще один аспект этой проблемы, который называется «скрытые повреждения». Сумма ущерба может резко вырасти и через неделю, и через месяц после ДТП, а деваться будет уже некуда. Деньги-то получены. Выход у пострадавшего останется только один – обращаться в суд, но и там его могут ждать подводные камни. Александр Меренков, генеральный директор СК «Северная Казна» и член координационного совета Союза страховщиков Уральского региона считает, что судам придется привыкать к нестандартным схемам ведения дел, потому что извещение о ДТП, которое традиционно заполняют для страховой компании участники аварии, вряд ли будет воспринято судом как адекватное доказательство. А оформления других документов вступающая в действие с 1 марта схема просто не предусматривает.

Такое количество неувязок и непонятностей, естественно, вводит водителя в ступор. Страховщики по мере сил пытаются как-то облегчить его положение: выпускают актуальные пособия-памятки, инструктируют сотрудниц call-центров, рассчитывая на лавину звонков с требованиями консультаций. Отдельные участники уральского рынка высказывают робкие надежды на участие в разъяснительной работе сотрудников ГИБДД, но рассчитывать на такое внимание к рядовому автомобилисту со стороны екатеринбургских органов вряд ли приходится. Ожидания страховщиков, что гаишник, сидящий на телефоне в управлении, будет выступать в роли бесплатного консультанта, выглядят, по меньшей мере, наивными.

Так что страховщики советуют на первых порах, пока скрипучий маховик нововведений в законодательство не набрал оборотов, действовать по старой схеме. То есть, обивать пороги в районной ГИБДД в попытках получить необходимые документы. Мало ли, вдруг в суд придется идти…

Обратная сила

Второе здравое зерно в поправках – механизм прямого урегулирования. За возмещением по ОСАГО идем не в компанию, где застрахован виновник, а туда, где сами покупали полис. Чтобы схема работала, РСА создал целый документ – соглашение между членами союза, которое собственно и регламентирует порядок действий страховых компаний. Соответственно, до 1 марта каждая компания, имеющая право на действия в пределах рынка ОСАГО, обязана его подписать. Этот же документ, кстати, должен регламентировать основания для отказа в выплатах по новой схеме, но их перечень пока не утвержден. Впрочем, Александр Меренков рекомендует при возникновении подозрений в адекватности действий сотрудников страховой компании уточнять координаты регионального представительства РСА и консультироваться уже с контролирующими органами. Сомневаться в том, что трения со стороны СК будут, не приходится, ибо, как говорит г-н Меренков, «создать в России закон который сразу бы и гарантированно работал – невозможно». Вполне естественно, что некоторые страховщики сочтут для себя возможным использовать несовершенство законодательства ради собственной выгоды.

Примерно так следует расценивать уже ярко выраженное нежелание страховщиков допустить к участию в прямом урегулировании убытков тех водителей, чьи полисы ОСАГО приобретены до 1 марта 2009 года. Проще говоря, воспользоваться нововведением смогут только те, кто застраховался уже после вступления нововведений в силу, ибо закон обратной силы не имеет. По словам Виталия Жужгина, впрямую запрет на участие в прямых выплатах уже застрахованных на 1 марта водителей в законе не прописан. Однако не прописано и обратное, так что никто и ничто не мешает страховщикам трактовать этот юридический ляп как угодно. Вполне возможно, ситуация будет урегулирована только с выпуском РСА каких-то официальных рекомендаций, либо ответственность по разрешению этого казуса возьмет на себя Верховный суд. Но это все в туманном будущем, а правовые реалии пока что выглядят именно так – то есть не совсем приглядно.

По разным оценкам, на отработку механизмов действия поправок понадобится от года до двух. В Екатеринбурге – чуть меньше, хотя бы потому, что оформление документов на месте ДТП без участия правоохранительных органов стало обыденной практикой. Мудрая пословица гласила, что «русский долго запрягает, но быстро едет». Современные принципы русского законотворчества, к сожалению, наглядно демонстрируют, что в нашей стране теперь принято запрягать уже на полном скаку.


Материал предоставлен журналом «Стиль Авто»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления