В екатеринбургском Гортрансе рассказали о масштабах кадрового голода, который хронически испытывают транспортные парки. По словам начальника отдела кадров Светланы Мищенко, сегодня на предприятии не хватает больше 3 тысяч человек.
— Это не только водители трамваев, троллейбусов и автобусов, но также и очень много ремонтного персонала. Нужны слесари и электрики по ремонту подвижного состава, электромонтеры контактных сетей и так далее. У нас очень специфическая, тяжелая работа, и набрать персонал очень непросто, — рассказала Светлана Мищенко.
Сотрудников в Гортранс пытаются привлекать через различные интернет-сервисы и службу занятости, которая ежегодно направляет на предприятие около 600 человек. Но ситуация с кадрами почти не меняется.
— Например, в прошлом году у нас было принято всего 7 человек (из 600 направленных. — Прим. ред.)! В этом году — 4. Люди отказываются работать из-за низкой заработной платы. Да и мы тоже отказываем — из-за низкой квалификации соискателей. Получается очень большой объем работы, но при этом — бесполезной, — подытожила Светлана Мищенко.
Иногда выручает реклама, которую Гортранс размещает внутри трамваев и автобусов. Люди читают объявления и приходят устраиваться на работу. Больше всего предприятию не хватает кондукторов. Их требуется больше тысячи (треть от общего количества вакансий). Главная проблема транспортников — сочетание высокой ответственности с низкой оплатой труда. Тем водителям, которые худо-бедно закрепились на предприятии, стараются сразу же повышать класс: чем он выше, тем солиднее зарплата.
Самые высокий уровень дохода у водителей автобусов. В среднем они получают 74 тысячи рублей. Однако людей не хватает, цифра просто обескураживающая: сейчас на предприятии работают 396 водителей, а нужно — 780.
— 74 тысячи — это с переработкой, — объяснил замдиректора филиала «Автобусные перевозки» Александр Ашихмин. — Водители отрабатывают за эти деньги больше 200 часов на линии, это очень много. А работа тяжелая, нужно вставать с 3 утра, домой они приходят в 1–2 часа ночи (речь о двух сменах. — Прим. ред.). За это надо платить, но, к большому сожалению, наш бюджет ограничен.
Чтобы сгладить углы, в Гортрансе назвали преимущества работы на своем предприятии: это стабильные выплаты, соцпакет и гибкий график. Водить трамвай или троллейбус обучают бесплатно за пять месяцев, да еще платят стипендию (18 тысяч рублей в месяц). Но желающих пойти в учебный центр довольно мало, наполняемость групп — примерно 50%.
— Классы просторные, оборудованные. Если взять предыдущие годы, примерно человек 40 в год мы обучаем. Кто-то отсеивается, потому что нужно умение учиться, реакция, внимание, ответственность. Учиться приходят чаще всего люди среднего возраста, — уточнила старший мастер учебно-производственного центра Гортранса Эльза Ефимова.
К сожалению, нехватка кадров в Гортрансе напрямую сказывается на пассажирах, поскольку на линии возникают огромные интервалы. Этой осенью в редакцию E1.RU жаловались жители различных районов. Нехватку транспорта (особенно автобусов) ощутили пассажиры в Академическом, на Широкой Речке, Вторчермете, в Компрессорном.