Вице-мэр Рустам Галямов, который с декабря 2023 года отвечает в Екатеринбурге за транспорт, рассказал о деталях грядущей реформы. По оценкам специалистов, ее стоимость составит примерно 13 миллиардов рублей. Для перевозчиков Екатеринбурга это беспрецедентная сумма. Основные средства выделит региональный бюджет, но часть денег даст и город. Мы собрали основные тезисы о предстоящей реформе. Далее — слово вице-мэру.
Брутто-контракты заработают в августе
Деньги (перевозчикам) будут платить за качественное выполнение транспортной работы, а не за перевозку пассажиров, как сейчас. Два основных показателя, за которыми мы станем следить, — это график движения и регулярность его соблюдения. На сегодняшний день транспортная работа выполняется только на 70%. На популярных маршрутах идут гонки за пассажирами, чтобы побольше заработать, а там, где пассажиропоток маленький, на маршрут выставляется всего пара автобусов и регулярность рейсов сильно страдает. У перевозчиков просто нет интереса к таким направлениям (яркий пример — ситуация с маршрутом № 043 до Северки).
Брутто-модель — система организации пассажирских перевозок, при которой перевозчики перечисляют всю собранную с пассажиров выручку в бюджет города, а городская администрация оплачивает выполнение рейсов по маршрутам. В такой системе оплата работы перевозчиков зависит не от числа пассажиров, а от выполнения транспортной работы.
С переходом на брутто-контракты перед перевозчиками будут стоять задачи просто качественно выполнять работу, необходимое количество рейсов, прописанное в техническом задании. Следить за этим будет специально созданный Центр управления перевозками. Его мы сформируем и покажем уже в конце апреля.
«Переход на брутто-контракты произойдет в августе, и он коснется всех маршрутов одновременно. Текущую ситуацию надо менять не точечно, а кардинально»
На первом этапе реформа будет убыточна
Сначала это, безусловно, будет минус, на первом этапе. Это 100%. Другой вопрос, что на сегодняшний день транспортная работа выполняется на 70% из-за нехватки водителей и кондукторов, а также неравнозначности маршрутов (есть популярные, через центр, а есть непопулярные, в удаленных районах). Но затем пассажиропоток вырастет и перевозки станут рентабельнее. При правильной маршрутизации резко увеличивается количество пассажиров.
Из примеров могу назвать троллейбус № 37, который недавно направили к «Уралобуви», или трамвай № 1, который поехал в Академический. Сегодня он ежедневно везет до 19 тысяч пассажиров (в два раза больше, чем раньше, когда ходил на ВИЗ). Не стоит забывать, что общественный транспорт — это социальная услуга, которая должна оказываться качественно. Сомневаюсь, что можно назвать город, где транспорт приносит доход.
Обновят автобусы, оплата проезда станет удобнее
Цель сегодня — приобрести 400 новых автобусов. Перевозчики будут обязаны обновлять технику, но, разумеется, эту задачу им не выполнить одномоментно, всё будет рассчитано поэтапно, на пару лет. Есть система банков, лизингов, под муниципальный контракт. Я думаю, что проблем с одобрением рассрочек [на закупку техники] не возникнет. Что касается бесконтактных валидаторов, то мы будем их дополнительно устанавливать там, где их сейчас нет. Это будет сделано для удобства пассажиров.
Увеличат число выделенок
Нужен приоритет для общественного транспорта. Это увеличение количества выделенных полос для автобусов и троллейбусов. Сегодня у нас выделенок всего 17, это порядка 23 километров. Но уже есть наработки, и в ближайшие два года число выделенных полос увеличится еще на 42 участка (20 километров). По сути, будет двукратное увеличение приоритета.
Также будем обособлять трамвайные линии — те, что строятся, и те, что уже существуют. Пути нужно будет обособлять бордюрными камнями и использовать делиниаторы (столбики, которые ограждают рельсы). Всё это нужно, чтобы трамваи могли нормально ездить. У нас в 2024 году был просто вал выездов водителей на трамвайные пути. Они постоянно создавали помехи транспорту (особенно эту проблему ощутили на себе жители Академического).
Станет больше платных парковок
Уже сегодня мы увеличили количество платных парковок до 2,9 тысячи. Проанализировав весь город, мы видим потенциал для увеличения до 17 тысяч [парковочных мест]. Это перспектива, а не то, что [произойдет] в ближайшее время.
«Деньги, которые будут собраны с платного парковочного пространства, будут идти на ремонт тех же самых дорог нашего города»
Мы также готовы по итогу года подвести черту и рассказать, сколько было денег собрано и на ремонт каких дорог их направят. Также увеличим количество мест, где будет запрещена стоянка. Но платного въезда в центр точно не будет.
Станет меньше пробок
Идет работа по нормализации светофорного регулирования, чтобы минимизировать пробки. Уже были кадровые решения (должность руководителя Центра организации движения покинул Андрей Синелобов. Его место занял Евгений Акутин, ранее руководивший Управлением капитального строительства Екатеринбурга. — Прим. ред.). Я уверен, что правильным регулированием светофоров можно устранить до 20–25% дорожных заторов. Это мое четкое убеждение.
В Екатеринбурге уже почти десять лет пытаются реформировать систему общественного транспорта. За это время прозвучало огромное количество предложений о том, как сделать городские маршруты удобнее. Некоторые идеи со временем удавалось воплощать в жизнь, другие подвергали нещадной критике. Мы вспоминали, кто и как хотел устроить транспортную революцию в мегаполисе.
Все важные новости о дорогах и транспорте Екатеринбурга и области мы собираем в специальной рубрике.
24 часа в сутки мы сообщаем в нашем телеграм-канале о главных событиях. Кстати, сейчас там разыгрывают iPhone 15 и еще шесть крутых призов. Переходите по ссылке, чтобы принять участие. Условия максимально простые!