Сейчас+15°C

ясная погода, без осадков

ощущается как +12

сев.

Страна и мир мнение «Бешбармак был нашим завтраком, обедом и ужином». Екатеринбуржцы рассказали о путешествии в Астану

Они отправились в Казахстан в зимний отпуск на машине

Город-тезка в Курганской области, недалеко от границы с Казахстаном

Екатеринбурженка Анна Макушина выбрала необычное место для зимнего отпуска — вместе со своим молодым человеком она поехала на машине в Казахстан. Родные пугали: там не любят россиян, высокий уровень преступности, никто принципиально не говорит по-русски. Но уральцы всё же рискнули и прекрасно провели время.

«Перед поездкой в Астану нам наговорили таких страшилок, что поехать туда стало каким-то внутренним вызовом. Мы должны были либо опровергнуть все эти слухи, либо убедиться, что они — правда», — говорит Анна. Публикуем ее рассказ о необычном путешествии.

Когда мы поделились с родителями планами на отпуск, получили испуганную реакцию. «Туда столько людей недавно переехало из России, у казахов из-за этого море проблем. Они сейчас ненавидят русских»; «Аня, в Казахстане такая высокая преступность, мы смотрели фильм "5:32", там зверски убивали молодых людей. Может, поедете в другое место?»; «Русскоговорящих в Казахстане сейчас презирают, унижают. Им на русском говоришь — они тебе на казахском отвечают. Да и смотреть там нечего, особенно в Астане — пустыни и ветер»; «Там так сильно обманывают иностранцев. Полицейские останавливают и выписывают огромные штрафы на пустом месте!»

Забота и переживания родителей — это, конечно, приятно, но менять планы мы не стали. Запомнив все предупреждения, отправились в Астану.

Это герои материала Максим и Аня на фоне главной достопримечательности Астаны — башни Байтерек

Расстояние из Екатеринбурга до Астаны — чуть больше полутора тысяч километров. Ехать туда меньше суток. С учетом заездов в попутные города и времени на сон мы добрались за 22 часа. Кстати, по пути встретили город Макушино в Курганской области. Прогулялись там часок, не нашли ни одного Макушина (кроме меня) и отправились дальше.

По пути останавливались, чтобы поймать красивые кадры
А еще заехали в Курган. Кстати, там в конце февраля всё еще отмечают Новый год

После города Петухово, перед границей, на меня напал мандраж: «А вдруг нас не пустят, а вдруг обманут…» Мы очень робко поузнавали у местных, как проходит вся процедура пересечения границы. Успокоилась, когда увидела, как любезно казахстанцы рассказывали нам все подробности и даже давали советы, как и где лучше сделать страховку на машину. Да, наши ОСАГО и КАСКО в Казахстане не учитываются.

Подъезжать к границе было страшно, но нас успокоили местные

Границу мы пересекли ранним утром всего за час. Перед нами было две машины. Сразу после второго блокпоста по левую и правую стороны располагаются так называемые страховые, где иностранцы, въезжающие в Казахстан на машине, могут купить страховку.

Въезжаешь в Казахстан, а там справа степи, слева степи, а дороги как в России — с ямками и неровностями

По рекомендации местных мы отправились оформлять страховку на машину в последний вагончик справа от дороги. Отдать за нее мы планировали не меньше пяти тысяч рублей — осознавали, что после частичной мобилизации цены взлетели до небес. Но на удивление нас не стали обманывать, не стали загибать цены, а предложили страховку на 15 дней чуть больше чем за полторы тысячи. Там же мы поменяли рубли на тенге. Курс, конечно, грустный, всего 5,8 [тенге за один рубль]. Но и в самой Астане мы меняли деньги в обменниках по такому же курсу.

Если вы не знали, как выглядят тенге, — вот так

После казахстанского города Петропавловска на 200 с лишним километров платной дороги расстилаются степи и просторы. Заплатить за проезд пришлось немного — не больше 150 рублей.

Вот так выглядят блокпосты с терминалами на платном участке дороги. Оплачивать нужно уже после того, как проехал

В Астане мы заранее забронировали отель. Рисковать с поиском квартиры не стали, к тому же отправились туда всего на пять дней. На въезде в город у меня сложилось ощущение, что мы 22 часа ехали до Вторчермета: сталинки, разъезжающие «Лады», разбитые дороги. А где же стеклянные башни, небоскребы, люксовые авто и вся эта мишура, которая должна быть в столице?

Центр Астаны и правда похож на столицу, в отличие от ее окраины. Это пасмурный вид со смотровой площадки

В отеле нас встретили очень трепетно. Разговаривали на русском, дали возможность выбрать номер и даже принесли дополнительное одеяло на случай, если одного большого будет мало. Каждое утро завтрак на выбор (им, к слову, можно было наесться на целый день).

Завтраки в отеле были сытные. Еще на выбор могли принести кашу

Но не только в отеле мы получили порцию милого и гостеприимного отношения. В магазинах нам как иностранцам подсказывали, что было бы интересно попробовать из местной продукции. А на заправках на наши восторги по поводу цен на бензин казахи шутили, что это еще много.

«Сейчас литр 92-го бензина в Казахстане стоит 29–31 рубль. Несколько месяцев назад его цена не превышала 25 рублей»

В один день мы буквально подружились с охранником главной мечети Астаны. Он рассказал об особенностях этого места и оставил свой номер телефона, заявив, что мы в любой момент можем обращаться к нему за помощью. Перед самым отъездом мы с Ермуратом даже ходили вместе с бар. Он говорил, что уважает русских и рад знакомству с интересными ребятами. Обещал навестить нас в Екатеринбурге.

Главная мечеть даже хмурым февральским вечером выглядит нереально красиво

По Астане ездили на машине. Долго гулять сложно, потому что в столице Казахстана и правда очень ветрено, а -4 °С ощущается как -24 °С. Свободное от прогулок время посвящали «тест-драйву» местных заведений. Отмечу, что везде, где мы были, кормят вкусно, порции очень большие и вполне доступны по ценам. В одном из заведений мы решили попробовать плов. За 300 с небольшим рублей принесли громадную порцию человек на 6. И ее казахи считают еще совсем небольшой.

Интересный факт: практически в любом заведении Астаны в чек включены 10% (а то и больше) чаевых за обслуживание. Они идут администраторам и официантам.

Да что там плов… Это обед за 250 рублей: салат, основное блюдо и напиток. Съесть эту порцию целиком было невозможно

В основном в ресторанах и кафе предлагают европейские блюда. Попробовать чисто местную кухню мы не смогли. Даже астанчане не подсказали, где это можно сделать.

— Мы дома готовим свои национальные блюда, зачем нам делать рестораны и кафе с нашей кухней? Они не пользуются спросом, — говорили местные.

Но на помощь пришли повара из отеля. Они сами предложили сделать бешбармак — настоящий, из трех видов коня. Порция, как вы понимаете, снова была огромная. Несколько дней бешбармак был нашим завтраком, обедом и ужином. Так уж вышло.

Просто бешбармак из отеля

Казалось бы, отпуск проходит приятно, ничего плохого не происходит, но один раз я сильно испугалась. В один из тихих вечеров в бар, где мы сидели, ворвалась компания буйных казахов. Они громко кричали и призывали всех снимать на телефон. Парни матерились, и в один момент я вспоминала, какие страсти рассказывали нам до отъезда. Я реально подумала, что они нас убьют.

Оказалось, что это местная компания — постоянные клиенты. В этот раз они просто поспорили друг с другом, кто сколько раз сможет отжаться. Яркие эмоции сдерживать не стали даже при посторонних — свои же.

Сами астанчане говорят, что все мифы об агрессии казахов и нелюбви к русским — правда, но это больше свойственно алматинцам. Кстати, Алматы — тот самый курортный город, который советуют посмотреть местные. Там и горы, и больше развлечений для туристов. Степей, в отличие от Астаны, нет.

Народ в столице Казахстана нам встретился дружелюбный, открытый и очень милый. Мы ни разу не столкнулись ни с агрессией, ни с попыткой обмануть нас или навредить. Если честно, очень приятно ощущать это гостеприимство. Даже несмотря на политическую обстановку в мире. Но, признаться, возвращению в родной Екатеринбург мы были рады. Штормовые ветра, о которых настойчиво предупреждают уральские спасатели, не сравнятся с теми, что дуют в Астане.

Ветер в Астане и ее окрестностях и правда сильный. К слову, на фоне — небольшая и единственная гора, которая находится недалеко от города Щучинска

Так совпало, что летом мы как раз планировали съездить в Алматы, чтобы отправиться в поход в горы. Видимо, там тоже посмотрим на отношение казахов и сравним его с отношением жителей Астаны. Так что… Продолжение следует!

А вы были в Астане? Понравилось?

Был, понравилось!
Был, не понравилось
Не был

Почитайте также историю айтишника, который проехал на машине Кыргызстан, Узбекистан и Казахстан. Еще мы публиковали репортаж о том, как живет Казахстан спустя год после попытки госпереворота.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции