15 августа суббота
СЕЙЧАС +10°С

В Екатеринбурге стало слишком много самокатов — и это проблема

Эксперты рассказали, как помирить любителей езды по тротуарам и пешеходов

Поделиться

В центре Екатеринбурга пешеходам приходится ходить с оглядкой — их подстерегают самокатчики

В центре Екатеринбурга пешеходам приходится ходить с оглядкой — их подстерегают самокатчики

В Екатеринбурге резко выросли продажи электросамокатов

В Екатеринбурге неожиданно появился новый вид транспорта — электросамокаты. Если еще прошлым летом ими пользовались единицы, то теперь самокатчики конкурируют с велосипедистами и пешеходами за место на тротуарах. Это подтверждают и данные продавцов.

Бизнес за самокаты

В интернет-магазине Ozon рассказали о росте продаж электросамокатов в разы. Спрос екатеринбуржцев вырос на фоне пандемии коронавируса и жары, полагает Мария Сальникова, руководитель отдела «Спорт» в Ozon.

— Этой весной многие екатеринбуржцы выбирали персональный электротранспорт, избегая общественного; тенденция сохранилась и после окончания самоизоляции. Летом этому способствовала и жаркая погода. В результате продажи электросамокатов в июне-июле выросли на 645%, — рассказала Мария Сальникова.

Этим летом продавцы самокатов озолотились

Этим летом продавцы самокатов озолотились

В сетях «М.Видео» и «Эльдорадо» за первые полгода спрос на персональный электротранспорт вырос на 13%, а пресс-служба сервиса «Яндекс.Маркет» сообщает, что за неделю с 25 мая по 1 июня спрос на электросамокаты взлетел в 1,5 раза.

Новая угроза пешеходам

Между тем пешеходы теперь чувствуют себя неуютно на тротуарах. Раньше часто говорили про опасность столкнуться с велосипедистом, а сейчас многие боятся электросамокатов. Об этом, например, пишут читатели в комментариях к материалу про удобство Екатеринбурга для передвижения на велосипедах и самокатах:

«Самокаты такую скорость развивают, едут быстрее автомобилей! На пешеходных дорогах это же опасно. Особенно за детей сильно переживаю, они же могут резко то влево, то вправо побежать. А там несётся этот олень на двух колесах», — пишет Римма Егоровна.

За каких-то 20 минут наш фотограф встретила в окрестностях Плотинки десятки самокатов

За каких-то 20 минут наш фотограф встретила в окрестностях Плотинки десятки самокатов

«По проспекту Космонавтов от ДК Лаврова до "Омеги" по тротуару носятся экстремалы-велосипедисты, сноубордисты, самокатчики. Носятся с утра до вечера бесконтрольно, на огромных скоростях... Где ГАИ? Ждут, когда задавят бабушку или ребенка? Пешеходы, как зайцы, должны отпрыгивать из-за распущенных хулиганов... Примите меры!» — требует от E1.RU читательница Татьяна.

В центре Екатеринбурга много точек проката самокатов

В центре Екатеринбурга много точек проката самокатов

— Здесь огромное количество электросамокатов. Я такого количества нигде не видел, даже в Москве. В центре они постоянно. По мне, это надо как-то ограничивать, потому что это становится опасным, мешает пешеходам. Должно быть ограничение по скорости какое-то, — уверен путешественник Сережа Замкадный, который побывал в 79 регионах России из 85 и может сравнивать ситуацию в разных городах.

Самокатчик на час

Самокат можно взять и напрокат — в Екатеринбурге работают несколько пунктов, которые предлагают горожанам широкий выбор моделей самокатов с максимальной скоростью от 25 до 45 километров в час. Даже на таких быстрых самокатах их водители могут законно передвигаться по тротуару.

— Такая проблема есть не только в Екатеринбурге. В Москве и любом крупном городе, особенно там, где появляется прокат электросамокатов, — говорит глава Федерации автовладельцев России Максим Едрышов. — ГИБДД признала эту проблему еще два года назад, но с тех пор не предприняла никаких действий. Просто поговорили о том, что надо бы что-то сделать, и на этом все закончилось. По действующим правилам дорожного движения, человек, который несется на самокате со скоростью 30 километров в час, — это всего лишь очень быстрый пешеход. Он может на самокате переезжать через пешеходные переходы, может ехать по тротуарам и при этом не имеет права двигаться по проезжей части, — сказал Едрышов.

Раньше человек на моноколесе привлекал внимание, а сейчас такие эквилибристы уже не редкость

Раньше человек на моноколесе привлекал внимание, а сейчас такие эквилибристы уже не редкость

Количество самокатов на улицах Екатеринбурга резко выросло с появлением кикшеринга — сервиса аренды самокатов Whoosh. Уже сейчас у Whoosh 500 самокатов, а в ближайшее время они введут в строй еще столько же. Для безопасности максимальную скорость своих самокатов компания ограничивает 20 километрами в час.

— У нас не было аварий с участием пешеходов. Мы не можем дать гарантию, что человек, который взял в аренду самокат, будет соблюдать все правила. Но у нас действует ограничение скорости до 20 километров в час. Кроме того, на случай происшествий есть страховка, — рассказала генеральный директор «Лаборатории социальных практик» Ольга Жданович, которая курирует работу Whoosh в Екатеринбурге.

В центре города многие пользуются кикшерингом

В центре города многие пользуются кикшерингом

Она добавила, что вместе с Фондом городских инициатив «Лаборатория социальных практик» разрабатывает предложения для городских властей о строительстве инфраструктуры.

— Мы очень хотим, чтобы город начал делать велодорожки и велопарковки. Особенно велопарковки, потому что сейчас они в основном частные. Пользователи, которым не к чему пристегнуть самокат, часто жалуются на это, — рассказала Ольга Жданович.

Что делать?

Для начала государство должно признать, что самокатчики — не пешеходы, и наделить их специальным статусом, считает Максим Едрышов.

— В первую очередь необходимо закрепить статус этих участников дорожного движения в ПДД, чтобы избавиться от правовой неопределенности. Во-вторых, самокатчикам надо в срочном порядке разрешить ездить по велосипедным и велопешеходным дорожкам, чтобы они занимали велосипедную часть тротуара.

На Плотинке часть тротуара выделена линией для движения на колесах, но это неверный способ обустройства велодорожек

На Плотинке часть тротуара выделена линией для движения на колесах, но это неверный способ обустройства велодорожек

Во Франции скорость электросамокатов ограничена 25 км/ч, в Германии на них нельзя разгоняться быстрее 20 км/ч. В Испании разрешают самокатчикам выезжать на велодорожки, где действует ограничение до 30 км/ч. Такие ограничения необходимы и в России, считает Едрышов.

— Не будет лишним запретить управлять самокатами в состоянии опьянения и обязать самокатчиков использовать средства защиты. В Москве в 2019 году при падении с движущегося электросамоката погибли 10 человек, — сообщил глава Федерации автовладельцев России.

Владельцы самокатов должны пересекать проезжую часть только пешком, считает Максим Едрышов

Владельцы самокатов должны пересекать проезжую часть только пешком, считает Максим Едрышов

Максим Едрышов добавил, что самокатчиков необходимо обязать спешиваться при переходе проезжей части по «зебре» — для их же безопасности.

Параллельно в городе надо развивать инфраструктуру для «индивидуальных средств мобильности» — так урбанисты называют велосипеды, электросамокаты, гироскутеры, моноколеса и другие средства передвижения по городу.

— С каждым годом их становится всё больше и больше. Появляются велошеринги и кикшеринги, но наши улицы к этому не готовы. Линия краски по плитке — это не велоинфраструктура. Если обратиться к мировому опыту, то там и велосипеды, и электросамокаты передвигаются по велодорожкам. Нам просто нужно активно делать нормальную велоинфраструктуру: сеть защищённых велополос и обособленных велодорожек, велопереезды на перекрёстках, а также безбарьерную среду, — рассказал соавтор паблика «Удобный город» Александр Сергеевич.

Самокаты перестанут мешать людям, когда пользоваться этим транспортом станет удобно

Самокаты перестанут мешать людям, когда пользоваться этим транспортом станет удобно

Урбанисты настаивают, что на велосипедах по подготовленным дорогам можно ездить круглый год. Примеры есть — финский Оулу и российский Альметьевск. Летом к велосипедистам на специальных дорожках смогут присоединяться и люди на самокатах, говорит Сергеевич.

Урбанист отмечает, что электросамокатов много на Плотинке, потому что там удобно кататься и есть прокат. Если же проложить сеть велодорожек по всему городу, то на электросамокате можно будет с комфортом кататься по всему городу, а значит, самокатчикам не придется кучковаться на Плотинке.

Мы попросили пресс-службу администрации Екатеринбурга рассказать, как городские власти решают проблему роста популярности электросамокатов.

Нужно ли тратить деньги из бюджета города на велодорожки и велопарковки?

    Кстати, администрация Екатеринбурга поощряет движение электросамокатчиков. Мэрия раздала десятки электросамокатов и велосипедов победителям лотереи, которую проводили 1 июля на голосовании по поправкам в Конституцию. Кстати, электросамокаты еще и воруют. Мы рассказывали про коварного похитителя, который смог украсть сразу 9 самокатов из проката. Его подвел единственный просчет: в залог за самокаты он оставил в прокате свои права.

    оцените материал

    • ЛАЙК32
    • СМЕХ11
    • УДИВЛЕНИЕ4
    • ГНЕВ14
    • ПЕЧАЛЬ0

    Поделиться

    Поделиться

    Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

    У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

    Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!