Сергей Ременник — успешный гонщик и бизнесмен из Екатеринбурга. Чемпион России и призер чемпионата Европы по ралли (всего больше 10 титулов), мастер спорта международного класса, совладелец баров Alibi, «Огонек», «Гастроли» и других заведений. Он — один из немногих в Екатеринбурге обладает Tesla, пожалуй, самого модного автомобиля последних лет. Его создателя Илона Маска одни называют гением, другие — шарлатаном. Мы встретились с Сергеем, покатались вместе с ним на машине и узнали, как автомобиль, созданный на другой стороне земного шара, справляется с реалиями Екатеринбурга.
Машину он на год арендовал у товарища по автоспорту, и уже полгода она находится в его владении. За такое удовольствие Сергей заплатил знакомому миллион рублей. Tesla успела пережить зиму, проверить наши дороги и оставить первое впечатление.
— Сергей, почему Tesla? Как вы решили, что это именно она?
— Мне было очень интересно. Я на самом деле еще сам не знаю, она это или не она. Поэтому пока буду еще ее смотреть. Официального сервиса у нас в городе нет, да и в России тоже. Ближайший сервис находится в Нур-Султане — не очень далеко, когда границы открыты. С другой стороны — здесь и ломаться нечему. Нет выхлопной системы, трансмиссии, двигателя внутреннего сгорания в привычном виде. По большому счету это Mercedes E-класса, от него заимствованы некоторые органы управления. Батарейка и компьютер, который всем этим управляет. У нее невероятно приятная динамика, это наркота — когда на газ нажимаешь и щеки начинают биться об затылок. Невероятно приятное ускорение, притом что она совершенно не орет. Это забавно, но потом привыкаешь. Телевизор. Когда я был маленький, у меня дома телевизор был меньше, чем в этой машине.
— Были какие-то проблемы за время эксплуатации?
— Никаких не ощутил. Обслуживание — это только подвеска и тормоза, но ребята это в любом сервисе могут сделать. И это притом что машина не новая, она 2014 года и с пробегом почти в 100 тысяч километров. И тем интереснее, что никаких проблем пока с ней не было. Я пока могу сказать, что, если так пойдет и дальше, обязательно возьму электрокар. Надо будет смотреть варианты — у Porsсhe есть хорошее предложение, у Audi. Но пока по характеристикам она мне нравится больше всего.
— Вы знаете, у кого в Екатеринбурге еще есть Tesla?
— Кажется, нет. Точно была у Вани Кузнецова (собственник Clever Park. — Прим. ред.). Еще одна машина здесь принадлежит Роману Абрамовичу. Татьяна Заводовская (жена совладельца «Гринвича» Игоря Заводовского. — Прим. ред.) покупала, но у них был неприятный опыт.
— У нас ведь инфраструктура абсолютно не готова к электромобилям?
— Да, зарядок мало. Но с другой стороны, я от любой розетки могу заряжаться. А розеток больше, чем заправок. Просто для быстрой зарядки мне нужна трехфазная розетка, управляющая компания мне ее вывела на паркинге. И каждый вечер я подзаряжаю там автомобиль.
«Все обычные люди телефон вечером на зарядку ставят, а я еще и машину»
Но каждый вечер это не обязательно делать. Машина сама рекомендует не заряжать ее больше, чем на 80 процентов, чтобы продлить жизнь батареи. И мне ее хватает на 350–400 километров пробега, по городу хватает на 2–3 дня. Я знаю, что специализированные зарядки есть в Ельцин Центре, в «Президенте». Но мне в городе они не нужны.
— А если за город выезжаете?
— Там уже надо смотреть. Если за сутки надо проехать 1000 километров, надо искать станции зарядки. Они есть, просто их немного. Тут уже начинаешь немного по-другому относиться к планированию своего будущего. Анализируешь, где ты завтра поедешь, сколько километров. И если я еду очень далеко, просто беру другую машину. Потому что она с одного заряда не проедет столько, придется останавливаться где-нибудь в Челябинске на подзарядку. Как минимум часа на 3. Поэтому с таким проектом — это езда по городу и по его округе.
— Как долго она заряжается?
— От трехфазной до полной зарядки за 6 часов. От обычной розетки на 220 вольт — сутки.
— Насколько это дорого?
— В месяц, мне кажется, я по счетам трачу около 4 тысяч рублей за электричество. При этом раньше Land Cruiser я заправлял тысяч на 20 месяц. В разы дешевле получается.
— Есть ряд вопросов, которые сразу хочется задать владельцу Tesla. Как она вообще живет в реалиях Екатеринбурга? Например, с нашими дорогами.
— Нормально. Тут пневмоподвеска. Это не принципиально другой автомобиль с точки зрения опыта управления. Руль, четыре колеса, подвеска такая же, как в других автомобилях. У нас неплохие дороги, нормальные. В последнее время действительно хорошие, их ремонтируют. Большой проблемы с ними правда нет, особенно в центре Екатеринбурга.
— А климат?
— За зиму емкость батарейки, конечно, падает. Может, процентов до 20 в сильные холода. Но я не вижу ничего критичного в этом. Бывало, что она стоит зимой всю ночь на улице, и все нормально.
— Ни разу не было, чтобы она не завелась?
— Она в принципе не может завестись, у нее такой функции нет. Такого, чтобы она не включалась, не было.
— Большой минус при покупке такой машины: если что-то здесь с ней случится, ты ничего не сможешь сделать.
— Вот я и жду, чтобы что-нибудь случилось. Просто если сломается какая-то деталь, придется ее заказать и подождать. Я не думаю, что это дорого.
— Три самых крутых фишки в Tesla?
— Отсутствие коробки передач. Ты просто сел в нее, и она просто поехала. Очень интересная педаль газа. Ее не трогаешь — она никуда не едет.
«На ней тормозом практически не надо пользоваться, просто отпускаешь газ, и она замедляется, потому что забирает всю энергию обратно»
Как поезда тормозят и электрички. Как в парке Маяковского на машинках, там же даже тормоза нет. И еще: ты едешь, ничего не рычит и не орет, но ты уже почему-то едешь 150 километров в час.
— Какую максимальную скорость вы смогли развить? И где?
— Я же не могу говорить, что я нарушаю. Но если бы... Я бы на Россельбане до 260 разогнался, наверное. И она прекрасно себя ведет при этом.
— Будущее — за электромобилями?
— Сто процентов. Электромобили — это убийцы бизнеса в нормальном понимании. На чем зарабатывают автосалоны? Это обслуживание. Одно дело купить машину, другое — владеть ей. А она ничего подобного не требует, у Tesla цена владения достаточно низкая, потому что обслуживать в ней нечего, масло менять не надо, тормозами ты пользуешься крайне мало. В ней мало запчастей, которые могут сломаться.
— Ее экологичность для вас имеет какое-то значение?
— Честно говоря, не очень. Надо ведь смотреть весь процесс производства. Например, что потом будет с этой батареей при утилизации? Понятно, что эксплуатация электричества экологичнее, чем бензин, но надо смотреть на полный цикл.
— Это лучшая ваша машина?
— Да. Пока самая интересная, я бы сказал.
— Илон Маск — гений?
— Его персона, безусловно, выдающаяся. Гений в чем? Сегодня он на этом не зарабатывает, он зарабатывает на другом. Но он гений в том, что увидел возможности, как в свое время Стив Джобс. Эти ребята — в первую очередь хорошие маркетологи, у них отличное чувство рынка. То, что он это сделал, — он большой молодец.
«Те, кто называют его шарлатаном, почему-то сами не могут сделать то же, что и он?»
Про Сергея и его успехи мы рассказывали вам и ранее. Например — о титуле вице-чемпиона Европы по ралли. Почитайте, как проходили испытания его автомобиля, который готовился к мировому ралли WRC.