В Екатеринбурге водители после ДТП стали массово попадать в странную ситуацию: спустя несколько месяцев виновники аварий узнают, что стали ответчиками в суде и теперь должны неизвестным людям крупную сумму. Иски подают некие юридические компании, которые пытаются заработать на лазейке в законе.
На странную схему уже обратила внимание уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова. Оказывается, знают о ней и автоюристы. Вместе с ними мы разобрались, почему платить в суде приходится даже тем, у кого есть ОСАГО. Посмотрите наше короткое видео.
Автоюрист Олег Таратухин объяснил, что такая судебная практика появилась в 2017 году — после выхода постановления Конституционного суда. В документе сказано, что пострадавший в аварии имеет право на полную компенсацию вреда. А закон об ОСАГО говорит, что страховая компания выплачивает деньги, вычитая процент износа автомобиля. То есть чем старше пострадавшая машина, тем меньше денег после аварии получит ее владелец.
— Допустим, ущерб от ДТП — 100 тысяч рублей. Износ автомобиля максимально может достигать 50%, то есть 50 тысяч рублей. Значит, страховая заплатит только оставшиеся 50 тысяч рублей, потому что автомобиль не новый, — объясняет Олег Таратухин. — Но благодаря этому постановлению суда пострадавший имеет право величину износа взыскать с виновника. Ситуация дурацкая, но это законно.
Получается, что виновник аварии, даже имея полис ОСАГО, остается должен пострадавшему 50 тысяч рублей, эти деньги с него могут взыскать через суд. Практика показывает, что суды почти в 100% случаев встают на сторону истцов.
Но многие автовладельцы даже не знают о такой возможности, этим пользуются черные юристы. Они выкупают права требования у пострадавших в аварии и, не ставя в известность, подают от их имени иск к виновнику ДТП с требованием взыскать с него сумму за износ пострадавшего автомобиля. Интересно, что ничего ремонтировать они чаще всего не собираются и полученные деньги оставляют себе.
Юристы говорят, что сейчас выхода из ситуации нет. Изменить положение дел могут только поправки к закону об ОСАГО, которые бы заставили страховые компании выплачивать сумму целиком. А пока получается, что безопаснее всего врезаться в новые машины: износ у них минимальный, а значит, выплачивать через суд будет нечего.
О проблемах с полисами ОСАГО мы часто рассказываем на E1.RU. Все новости об этом собраны в разделе «Авто». Недавно мы разбирали с экспертами уголовную ответственность для нарушителей ПДД.