Иван Зайченко, основатель ресторанов «Сушкоф» и «Дель Песто» и сети магазинов «ЖизньМарт», 12 лет занимается бизнесом (об этом он рассказывает в своем телеграм-канале). Специально для E1.RU он пишет серию колонок о том, как стать хорошим сотрудником и добиться успехов на работе. Сегодня речь пойдет об ошибках, с которыми могут столкнуться сотрудники компании на пути карьерного роста.
Эта статья будет полезна линейным сотрудникам, переходящим на новый уровень обязанностей или руководящую позицию. И уже состоявшимся руководителям — для них это тоже проблема. И то, как они ее решат, очень сильно определяет, насколько эффективно будет развиваться их компания. Насколько будет силен костяк их команды.
Проблема заключается в том, что сотрудники должны расти вместе с компанией. Я часто слышу историю, как на собеседованиях людей спрашивают: «Почему вы приходите к нам?». Они отвечают: «Вы растущая компания, и нам интересно в такой работать». Я их прекрасно понимаю, потому что это действительно круто.
Во-первых, ты наблюдаешь за ростом бизнеса. Это постоянное расширение обязанностей, увеличение заработной платы, рост в должности и все вытекающие «плюшки» из того, что компания растет. Плюс, через 5 лет возможно написать в резюме, что ты приложил свои усилия к становлению известного бренда. Был его участником, и, возможно, благодаря тебе эта компания стала такой известной.
К сожалению, многие не осознают обратной стороны медали. Растущая компания предъявляет дополнительные требования к своим сотрудникам, с которыми вы вряд ли столкнетесь в стабильной компании. Там, как правило, люди приходят на тот функционал, которым они будут заниматься постоянно.
Как загорается звезда
Я хочу рассказать на примере маркетинга ресторанного бизнеса, просто потому, что обе эти сферы мне максимально близки и понятны.
В общем, человек открывает ресторан. И после того как он понял, какое у него будет меню, какое оборудование и какая технология, он сталкивается с массой маркетинговых вопросов. Это: дизайн зала, логотип ресторана, название, вывеска, формат и дизайн меню, фотографии. А также первоначальное продвижение этого ресторана, чтобы выйти на плановую выручку, и многое другое. И тут если человек недостаточно компетентен в маркетинге, то что он делает? Нанимает маркетолога, который поможет ему всё это реализовать.
Ситуации бывают разные, но обычно ресторатор понимает, что ему нужен маркетолог, где-то через пару месяцев после открытия. Маркетолог приходит и начинает все эти вопросы разгребать. Обычно для решения именно таких задач особых требований к его компетенциям не предъявляется. Он хорошо работает, показывает результат, и это не может не нравиться руководителю. Если руководитель открытый, адекватный человек, то он прямо говорит, что результат работы маркетолога — часть успеха этого бизнеса. В общем, всё идет хорошо. И, естественно, маркетолог убежден в своем профессионализме.
Через какое-то время ресторатор понимает, что ресторан работает, деньги зарабатываются, и он начинает планировать открытие еще нескольких ресторанов, запуск доставки и, возможно, кейтеринга.
Наибольшая часть работы теперь ложится на маркетолога. Почему именно на него? Потому что для запуска доставки нужно сделать сайт, приложение и научиться их продвигать. А еще наладить маркетинг нескольких новых ресторанов. В общем, уровень задач совсем не сопоставим с маркетингом одного ресторана, когда достаточно успевать износившиеся меню перепечатывать и соцсети более-менее прилично вести. Теперь это уже управление командой, разработка сайтов, интернет-маркетинг, UX-дизайн и многое другое, что требует знаний совершенно другого уровня.
Маркетолог, окрыленный предыдущими успехами, обычно с легкостью соглашается на новые задачи. А руководитель — с легкостью ему их передает.
Маркетолог начинает их выполнять и постепенно факапит одну за другой. Потому что просто невозможно с опытом маркетолога одного ресторана управлять маркетингом ресторанной сети.
И тут очень важно, насколько сотрудник умеет рефлексировать над своими ошибками. И насколько он может видеть первопричины возникших проблем.
Кто виноват и что делать?
По опыту могу сказать, что человек, оказавшись в такой ситуации, в 95% случаев начинает винить какие-то внешние обстоятельства: глупых сотрудников рекламного агентства, факапы подрядчиков, сложную структуру рекламных кабинетов, перегретый рынок доставки, неадекватного директора, который требует слишком многого.
Сотруднику сложно понять, что, возможно, первопричина всех проблем — в нехватке собственных компетенций. То есть ему просто не хватает знаний о том, как правильно выполнять новые задачи.
И тут есть два сценария. Если руководитель грамотный, он может увидеть это и потратить время и силы на то, чтобы убедить нашего маркетолога в этом. Поверьте, из-за ярко горящей звезды порой сделать это очень-очень-очень-очень сложно. Обычно в таких ситуациях человек сопротивляется. Порой очень сложно принимать на себя ответственность за сложившиеся проблемы.
Если человека получилось убедить, то следующим шагом нормального руководителя будет отправка маркетолога на разные учебы, которые помогли бы ему повысить свои компетенции и дорасти до текущих задач. Но это идеальная картина, она случается очень редко.
В большинстве же случаев руководитель, посмотрев на срыв сроков и отвратительное качество работы, просто разочаровывается в сотруднике, а все его предыдущие заслуги аннулируются. И вот уже никого не волнует, что человек прекрасно верстает меню или размещает листовки в подъездах.
Здесь опять же два пути. Либо руководитель увольняет маркетолога и берет директора по маркетингу с релевантным опытом работы. Либо он понижает маркетолога, отдавая его в подчинение тому же новому директору по маркетингу. Как итог — карьера нашего героя-маркетолога сломана. Потому что его либо уволили, либо он был понижен и не смог вырасти вместе с компанией. Так или иначе, он проиграл.
Расти вместе с компанией или сломать себе карьеру
Если вы работаете в растущей компании, очень важно для себя понимать, какие задачи перед вами ставят и достаточно ли у вас компетенций для их выполнения.
Понимать, что с ростом компании будет расти сложность задач и в какой-то момент вы обязательно с ними не справитесь. И тогда, приняв на себя всю ответственность, вы должны будете заняться собственным развитием, повышая западающие компетенции. Если вы научитесь новому, то сможете расти вместе с компанией, а если нет, то в какой-то момент сломаете себе карьеру.
P. S: В статье я специально не стал затрагивать вопрос адекватности руководителя, раздающего задачи, не думая, кто и как их будет выполнять. Понятно, что руководитель обязан знать и понимать этот нюанс.
Но если он его не понимает, как очень часто и случается, а сотрудник не понимает, проблемы дефицита своих компетенций, то в итоге карьера будет сломана у сотрудника, а не у руководителя.
Так что будьте умнее своих руководителей, берегите себя.
Согласны с автором?
Ранее Иван Зайченко объяснял, почему агрегаторы еды убивают бизнес. А еще почитайте его колонку о больном кадровом вопросе.