
Специально для E1.RU Иван пишет серию колонок о том, как стать хорошим сотрудником и добиться успехов на работе
Фото: ivanzaychenko / Instagram.com
Поделиться
Иван Зайченко, основатель ресторанов «Сушкоф» и «Дель Песто» и сети магазинов «ЖизньМарт»,
Эта статья будет полезна линейным сотрудникам, переходящим на новый уровень обязанностей или руководящую позицию. И уже состоявшимся руководителям — для них это тоже проблема. И то, как они ее решат, очень сильно определяет, насколько эффективно будет развиваться их компания. Насколько будет силен костяк их команды.
Проблема заключается в том, что сотрудники должны расти вместе с компанией. Я часто слышу историю, как на собеседованиях людей спрашивают: «Почему вы приходите к нам?». Они отвечают: «Вы растущая компания, и нам интересно в такой работать». Я их прекрасно понимаю, потому что это действительно круто.

Многие люди стремятся работать в растущих компаниях, потому что им интересно быть частью известного бренда
Фото: ivanzaychenko / Instagram.com
Поделиться
Во-первых, ты наблюдаешь за ростом бизнеса. Это постоянное расширение обязанностей, увеличение заработной платы, рост в должности и все вытекающие «плюшки» из того, что компания растет. Плюс, через
К сожалению, многие не осознают обратной стороны медали. Растущая компания предъявляет дополнительные требования к своим сотрудникам, с которыми вы вряд ли столкнетесь в стабильной компании. Там, как правило, люди приходят на тот функционал, которым они будут заниматься постоянно.
Как загорается звезда
Я хочу рассказать на примере маркетинга ресторанного бизнеса, просто потому, что обе эти сферы мне максимально близки и понятны.
В общем, человек открывает ресторан. И после того как он понял, какое у него будет меню, какое оборудование и какая технология, он сталкивается с массой маркетинговых вопросов. Это: дизайн зала, логотип ресторана, название, вывеска, формат и дизайн меню, фотографии. А также первоначальное продвижение этого ресторана, чтобы выйти на плановую выручку, и многое другое. И тут если человек недостаточно компетентен в маркетинге, то что он делает? Нанимает маркетолога, который поможет ему всё это реализовать.
Ситуации бывают разные, но обычно ресторатор понимает, что ему нужен маркетолог, где-то через пару месяцев после открытия. Маркетолог приходит и начинает все эти вопросы разгребать. Обычно для решения именно таких задач особых требований к его компетенциям не предъявляется. Он хорошо работает, показывает результат, и это не может не нравиться руководителю. Если руководитель открытый, адекватный человек, то он прямо говорит, что результат работы маркетолога — часть успеха этого бизнеса. В общем, всё идет хорошо. И, естественно, маркетолог убежден в своем профессионализме.
Через какое-то время ресторатор понимает, что ресторан работает, деньги зарабатываются, и он начинает планировать открытие еще нескольких ресторанов, запуск доставки и, возможно, кейтеринга.

Результат работы маркетолога — часть успеха бизнеса
Фото: ivanzaychenko / Instagram.com
Поделиться
Наибольшая часть работы теперь ложится на маркетолога. Почему именно на него? Потому что для запуска доставки нужно сделать сайт, приложение и научиться их продвигать. А еще наладить маркетинг нескольких новых ресторанов. В общем, уровень задач совсем не сопоставим с маркетингом одного ресторана, когда достаточно успевать износившиеся меню перепечатывать и соцсети более-менее прилично вести. Теперь это уже управление командой, разработка сайтов, интернет-маркетинг, UX-дизайн и многое другое, что требует знаний совершенно другого уровня.
Маркетолог, окрыленный предыдущими успехами, обычно с легкостью соглашается на новые задачи. А руководитель — с легкостью ему их передает.
Маркетолог начинает их выполнять и постепенно факапит одну за другой. Потому что просто невозможно с опытом маркетолога одного ресторана управлять маркетингом ресторанной сети.
И тут очень важно, насколько сотрудник умеет рефлексировать над своими ошибками. И насколько он может видеть первопричины возникших проблем.
Кто виноват и что делать?
По опыту могу сказать, что человек, оказавшись в такой ситуации, в 95% случаев начинает винить какие-то внешние обстоятельства: глупых сотрудников рекламного агентства, факапы подрядчиков, сложную структуру рекламных кабинетов, перегретый рынок доставки, неадекватного директора, который требует слишком многого.
Сотруднику сложно понять, что, возможно, первопричина всех проблем — в нехватке собственных компетенций. То есть ему просто не хватает знаний о том, как правильно выполнять новые задачи.
И тут есть два сценария. Если руководитель грамотный, он может увидеть это и потратить время и силы на то, чтобы убедить нашего маркетолога в этом. Поверьте, из-за ярко горящей звезды порой сделать это очень-очень-очень-очень сложно. Обычно в таких ситуациях человек сопротивляется. Порой очень сложно принимать на себя ответственность за сложившиеся проблемы.

Фото: Sushkof Surgut / YouTube.com
Поделиться
Если человека получилось убедить, то следующим шагом нормального руководителя будет отправка маркетолога на разные учебы, которые помогли бы ему повысить свои компетенции и дорасти до текущих задач. Но это идеальная картина, она случается очень редко.
В большинстве же случаев руководитель, посмотрев на срыв сроков и отвратительное качество работы, просто разочаровывается в сотруднике, а все его предыдущие заслуги аннулируются. И вот уже никого не волнует, что человек прекрасно верстает меню или размещает листовки в подъездах.
Здесь опять же два пути. Либо руководитель увольняет маркетолога и берет директора по маркетингу с релевантным опытом работы. Либо он понижает маркетолога, отдавая его в подчинение тому же новому директору по маркетингу. Как итог — карьера нашего героя-маркетолога сломана. Потому что его либо уволили, либо он был понижен и не смог вырасти вместе с компанией. Так или иначе, он проиграл.
Расти вместе с компанией или сломать себе карьеру
Если вы работаете в растущей компании, очень важно для себя понимать, какие задачи перед вами ставят и достаточно ли у вас компетенций для их выполнения.
Понимать, что с ростом компании будет расти сложность задач и в какой-то момент вы обязательно с ними не справитесь. И тогда, приняв на себя всю ответственность, вы должны будете заняться собственным развитием, повышая западающие компетенции. Если вы научитесь новому, то сможете расти вместе с компанией, а если нет, то в какой-то момент сломаете себе карьеру.
P. S: В статье я специально не стал затрагивать вопрос адекватности руководителя, раздающего задачи, не думая, кто и как их будет выполнять. Понятно, что руководитель обязан знать и понимать этот нюанс.
Но если он его не понимает, как очень часто и случается, а сотрудник не понимает, проблемы дефицита своих компетенций, то в итоге карьера будет сломана у сотрудника, а не у руководителя.
Так что будьте умнее своих руководителей, берегите себя.
Ранее Иван Зайченко объяснял, почему агрегаторы еды убивают бизнес. А еще почитайте его колонку о больном кадровом вопросе.