«Про армию лучше не писать ничего». Юрист — о законе по борьбе с фейками

Юлия Федотова объясняет, какие вопросы остаются к новым статьям Уголовного кодекса

Юрист разобрала текст документа, который упрощенно называют «законом о фейках»

Юрист разобрала текст документа, который упрощенно называют «законом о фейках»

Поделиться

Президент России Владимир Путин 5 марта подписал закон по борьбе с заведомо ложной информацией о Вооруженных силах РФ — документ в просторечии стали называть законом о фейках.

О том, какие есть неясности в толковании этого документа, в своей авторской колонке рассказала екатеринбургский юрист Юлия Федотова.

В России принят очередной закон, серьезно ограничивающий возможность говорить вслух и писать то, что ты думаешь.

Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях дополнились новыми неопределенными нормами.

Так, в соответствии с новой статьей 207.3 УК РФ, «публичное распространение заведомо ложной информации, содержащей данные об использовании Вооруженных сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности», наказывается лишением свободы на срок до трех лет, либо большим штрафом — от 700 тысяч до 1,5 миллиона рублей (либо в сумме дохода за период от года до полутора лет), либо принудительными работами до трех лет, либо исправительными работами на срок до одного года. Разброс наказаний довольно широкий, однако мне лично как юристу непонятно, за что конкретно будут их назначать.

Во-первых. Какое именно распространение будет являться «публичным»? Рассказать двум друзьям на кухне — публично? Трем? На оживленной площади говорить вслух по телефону? А в интернете — если в закрытом телеграм-канале? Если там 2, 10, 2000 человек? Судебная практика исходит из того, что всё, что распространено в интернете, считается распространяемым публично. Также не стоит собираться больше двух и обсуждать действия российской армии.

Во-вторых. Какая информация будет являться «заведомо ложной»? Судя по всему, любая, которая противоречит официальной позиции Министерства обороны.

В-третьих. Верно ли я понимаю, что распространять нельзя только информацию, которая касается «использования Вооруженных сил в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности»? То есть иную информацию о деятельности армии распространять можно?

В-четвертых. А если не называть армию армией? А придумать эвфемизмы? Считается или нет?

По части второй той же статьи ответственность с лишением свободы на срок от 5 до 10 лет предусмотрена за то же деяние, совершенное группой лиц, или с использованием служебного положения, или «с искусственным созданием доказательств обвинения» (не очень представляю как), или по мотивам ненависти / вражды (политической, идеологической, расовой, национальной, религиозной, в отношении соцгруппы). Вот здесь нужно быть очень осторожными: под пресловутый «мотив ненависти или вражды» подпадает, по сути дела, любая негативная или критическая оценка.

По части третьей на срок от 10 до 15 лет лишения свободы наказывается всё то же самое, но повлекшее тяжкие последствия. Что под этим подразумевается, не ясно.

Еще одна интересная статья — 280.3. Это состав с так называемой «административной преюдицией» — чтобы привлекли по ней к уголовной ответственности, надо сначала отсудиться за то же, только по административке.

Предлагается введение ответственности за «публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных сил РФ в указанных целях». Административная грозит штрафом (от 30 тысяч до 50 тысяч рублей для граждан), а если действия еще совершены с призывами к проведению незаконных акций и создают угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан и общественной безопасности, то штрафы возрастут — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей для граждан. Для должностных и юридических — кратно выше.

Уголовная ответственность в случае повторного нарушения предполагает до трех лет лишения свободы.

И у меня снова есть несколько вопросов.

Что такое «дискредитация»? Словарь дает определение — «умышленные действия, направленные на подрыв авторитета, имиджа и доверия к кому-либо, умаление его достоинства и авторитета». Не могу не уточнить — а если умалять уже нечего? Ну вот просто дальше некуда, то что?

А про «публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных сил РФ в указанных целях» — правильно понимаю, что теперь нельзя говорить о том, что я против спецоперации, например? Говорить про мир тоже? Или как? Какое «воспрепятствование» должно быть, как оно должно выглядеть? Как я, простой гражданин, могу препятствовать деятельности «великой армии»?

По части второй наказываются до пяти лет лишения свободы те же действия, повлекшие смерть, причинение вреда здоровью, массовые нарушения общественного порядка и т. п. Здесь административная преюдиция не требуется. Я не очень понимаю, как «дискредитация использования ВС» может повлечь чью-то смерть, но про «нарушения общественного порядка», предполагаю, что это направлено на организаторов и участников публичных мероприятий.

Третья норма — ст. 284.2 УК РФ. Также состав с административной преюдицией. Предусматривает до трех лет лишения свободы за «призывы к осуществлению иностранным государством, объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза мер ограничительного характера, выражающихся во введении или в продолжении политических или экономических санкций в отношении РФ, граждан РФ или российских юридических лиц, совершенные гражданином РФ после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение года».

И опять вопросы.

Как я, гражданин РФ, простая девочка из Екатеринбурга, могу призывать иностранное государство ввести санкции против России? Писать в личку Байдену? Забрасывать письмами Генсека ООН? Или просто достаточно постов на тему в заблокированном фейсбуке? А тегнуть там надо кого-нибудь из власть имущих иностранцев? А просто порадоваться, что у какого-нибудь олигарха яхту забрали, можно? Или нет? А лайкать Зеленского в «Инстаграме» можно?

Резюмируя. Неопределенные нормы дают широкий простор для правоприменения — особенно сейчас, в сложное время. Они направлены на то, чтобы люди вообще не писали и не говорили публично о происходящем. Продолжать это делать или нет, каждый решает сам.

новость из сюжета

Подпишитесь на важные новости о спецоперации на Украине

И последнее. Я думаю, что закон будет иметь обратную силу и распространяться на те публикации, которые были сделаны раньше, в случае если они продолжают находиться в открытом доступе.

Почитайте также наш разбор нового закона с юристом Екатериной Малиновской.

Все новости о спецоперации на Украине мы собираем в специальном разделе.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Станьте автором колонки.

Почитайте рекомендации и напишите нам!

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Новости РЎРњР?2
Новости РЎРњР?2