Криминал проблема «Включи экран мамы — скажу, куда нажимать»: ребенка заманили бонусами, а на семью навесили кредиты и потратили их на «Озоне»

«Включи экран мамы — скажу, куда нажимать»: ребенка заманили бонусами, а на семью навесили кредиты и потратили их на «Озоне»

Юристы оценили шансы вернуть деньги

Мошенники втерлись в доверие к ребенку и похитили с банковской карты мамы более 215 тысяч рублей

Источник:

Обещанные бонусы в игре на телефоне обернулись для семьи из Челябинска потерей более 200 тысяч рублей. Восьмилетняя девочка доверилась некой «Юляше», в итоге мошенники сняли деньги с карты ее мамы, набрали кредитов и потратили их на сертификаты Ozon и другие покупки. Неработающую домохозяйку, которая воспитывает двоих детей, особенно удивила легкость оформления онлайн-займов. Хотя в этом году ужесточилось законодательство и ответственность банков. Наши коллеги из 74.RU рассказывают, какие уловки применяли мошенники, почему онлайн-займы быстро оформляют и что делать, чтобы защитить свой кошелек.

«Как банк выдал кредит человеку, у которого нет дохода?»

В субботу, 30 ноября, челябинка Елена (имя изменено. — Прим. ред.) пошла в магазин за продуктами, хотела расплатиться картой. Но она не сработала: пришел отказ в операции. Уже дома Елена проверила телефон и обнаружила, что у нее пропал «СберБанк Онлайн». А когда заново установила мобильное приложение, увидела перевод какому-то Денису, зачисление кредитов, оплату покупки в Ozon и другие списания. Всё случилось накануне вечером, с 20 до 23 часов.

— Сначала списали ее несчастные 5300, потом Сбербанк без звонка одобрил кредит на 130 тысяч рублей неработающей домохозяйке с двумя детьми. Деньги мигом исчезли, Сбербанк даже не поинтересовался, не звонил. Через час кредитный лимит увеличили на 70 тысяч рублей, и деньги также мигом ушли. И напоследок взяли кредит еще на 9999 рублей, которые тоже сразу ушли, — рассказал Игорь, муж пострадавшей.

Источник:

Елена подала заявления в Сбербанк и полицию о том, что кредиты оформили мошенники, без ее фактического участия. Когда вернулись домой, начали расспрашивать восьмилетнюю дочь, которая часто играла на телефоне мамы.

— Она сказала, что какой-то чат-бот был в «Телеграме». Она зашла туда, начала общаться с некоей «Юляшей». Та просила сфотографировать экран телефона мамы или папы, обещала бонусы для игры и давала указания, что и где нажимать. В какой-то момент дочь хотела остановиться. Но ее стали пугать, что надо продолжать, иначе родителей оштрафуют, — добавил Игорь. — Причем мы не раз говорили с ней, что всё странное нужно рассказывать родителям, но, увы, всё без толку.

Аферисты действовали под именем «Юляши» и настойчиво советовали девочке фотографировать экран родительского телефона

Источник:

Больше всего родителей возмутила невероятная легкость получения онлайн-кредитов.

— Как банк выдал кредит человеку, у которого вообще нет никакого дохода, нет поступлений на карту? Я последний раз в мае работала — нянечкой в садике. Потом уволилась и с детьми сидела. Хотя бы один звонок, мол, подтвердите, это вы совершаете операции или нет? — и ничего бы не было, — возмутилась Елена. — Почему они находят время позвонить и предложить инвестиции в Сбербанк, почему постоянно звонят с рекламой и при этом нет человека, который позвонит и спросит: «Подтверждаете ли вы свои операции?» Почему они это не делают?

Елена обратилась в полицию. Ее заявление зарегистрировали в отделе «Северо-Западный», подтвердили 74.RU в пресс-службе городского УМВД Челябинска.

— По заявлению пострадавшей проводится доследственная проверка, выясняются обстоятельства произошедшего, — сообщили в полиции.

«Оснований для возмещения за счет банка нет»

Почему банк выдает онлайн-кредиты на большие суммы без дополнительной проверки? И не останавливает процесс, несмотря на нехарактерные для клиента операции? Мы попросили представителей Сбербанка прокомментировать ситуацию.

— Принимая решение о выдаче кредита, банк всегда анализирует заемщика по множеству параметров и оценивает его платежеспособность. Благодаря цифровизации этот процесс сегодня занимает несколько минут. При этом для подтверждения онлайн-заявки на кредит заемщик обязательно должен ввести секретный код, который банк направляет по номеру его телефона, — объяснили в пресс-службе Сбербанка в ответ на запрос 74.RU.

Представители кредитного учреждения подтвердили, что по указанной ситуации провели проверку и предоставили клиенту всю необходимую информацию.

— В данном случае оснований для возмещения денежных средств за счет банка нет. Согласно закону № 161-ФЗ для обеспечения сохранности средств банк отклонял операции как подозрительные и информировал об этом клиента, однако операции были вновь подтверждены клиентом, — добавили в пресс-службе Сбербанка.

Более детальную информацию банк готов предоставить по официальному запросу правоохранительным органам в рамках расследования, сообщили в кредитном учреждении.

Представители Сбера напомнили: «Никому не сообщайте пароль для входа в мобильное приложение, даже близким, не переходите по подозрительным гиперссылкам из СМС и мессенджеров». Также посоветовали установить антивирус, это можно сделать бесплатно в приложении Сбербанк Онлайн.

«Заблокировали заказы»

Большая часть списанных со счета Елены денег пришлась на маркетплейс — мошенники купили подарочные сертификаты на 50 и 75 тысяч рублей. Но родители второклассницы не сразу это заметили, потому что не пользовались приложением Ozon.

— Сначала подумали, что «покупка „Озон“» — это переводы на чужие карты. Спустя три дня заплаканная дочь подошла и сказала, что она установила и удалила Ozon по инструкции этих людей. Какие-то бонусы ей обещали, — рассказал Игорь.

Спустя три дня родители обнаружили, что на кредитные деньги мошенники приобрели сертификаты Ozon

Источник:

Родители написали в поддержку маркетплейса с просьбой отменить покупки, сделанные по купленному мошенниками сертификату. Но им отказали.

Неужели нельзя отменить заказы, если они совершены/оплачены без ведома владельца банковской карты, подано заявление в полицию или заведено уголовное дело? С таким вопросом мы обратились к представителям маркетплейса.

В компании выразили сожаление, что пострадавшие столкнулись с такой ситуацией.

— Социальная инженерия направлена на поведение жертвы, а не наших систем, которые вычисляют подозрительные действия и блокируют мошенников. В случаях, когда клиент не совершал заказ и сообщает о мошенничестве через обращение в поддержку, мы рассматриваем такие ситуации отдельно, — сообщили в пресс-службе Ozon в ответ на запрос 74.RU. — Мы делаем всё возможное, чтобы не допустить подобных ситуаций. Если же факты мошенничества происходят, мы предоставляем всю необходимую информацию по запросу правоохранительных органов. Для выявления мошеннических событий у нас выстроен многоуровневый фрод-анализ, который использует машинное обучение и ряд других технологий. Если в результате комплекса этих мер фиксируется подозрительная активность, то команда фрод-мониторинга проводит дополнительную проверку таких случаев.

В Ozon сообщили, что со своей стороны начали дополнительную проверку по случаю с Еленой и уже заблокировали заказы, которые были оплачены с помощью сертификатов.

— При подтверждении мошеннических действий командой антифрода средства вернутся на карту владельца, — добавили в компании.

Мнения юристов

Несмотря на широкую информационную кампанию, развернутую для предостережения людей от уловок мошенников, ситуация по-прежнему остается печальной.

С 25 июля этого года вступил в силу закон, по которому банки должны проверять все денежные переводы клиентов и, в случае перечисления на мошеннический счет, возмещать похищенное.

Казалось бы, законодательство ужесточилось, но получается новый закон всё равно не защищает обычных людей? Мы спросили юристов, реально ли привлечь банк к ответственности в подобной ситуации?

— С 2024 года банки и платежные системы обязали проверять подозрительные операции и приостанавливать явно мошеннические действия. Для этого предусмотрен «период охлаждения». При обнаружении сомнительной операции банк может заморозить ее проведение на два дня, и если клиент не изменил свое решение, то деньги автоматически будут перечислены получателю. Следует учесть, что если клиент неоднократно подтвердил операцию, то ответственность с банка снимается, — объяснил адвокат, советник юридической фирмы INTELLECT Олег Галаган. — В ситуации Елены необходимо точно определить, какие действия произвел банк по предупреждению клиента. Кроме того, будут учтены действия, которые произвел клиент после взятия кредита: обращение в техподдержку, подача заявления в полицию.

В любом случае при обнаружении мошеннических действий со счетами клиент должен незамедлительно обратиться в банк. В случае отказа банка возвратить деньги необходимо будет обратиться в суд. И уже в судебном производстве выяснять все обстоятельства произошедшего, — добавил эксперт.

По словам Олега Галагана, в настоящее время для пострадавших от мошенничества складывается положительная судебная практика. Кроме того, законодатель стремится защитить граждан от действий мошенников, вводя ограничения и меры защиты. В частности, с 1 марта 2025 года заработает самозапрет на выдачу потребительских кредитов, который можно будет установить через «Госуслуги».

— Информация попадет в бюро кредитных историй и выдача займа такому лицу станет невозможна, пока запись не аннулируют. Снимать и устанавливать подобное ограничение можно неограниченное количество раз через МФЦ или «Госуслуги», — рассказал управляющий партнер юридической компании «ЭНСО» Алексей Головченко.

По мнению юриста, привлечь банк к ответственности крайне непросто. Алексей Головченко рекомендует сразу же обращаться с заявлением в полицию. Избавиться от задолженности возможно после прохождения процедуры банкротства физического лица.

— Фактически оформление онлайн-займа сейчас занимает не более 5–10 минут. Существует множество различных микрокредитных организаций, имеющих собственные приложения с удобным интерфейсом и графикой, готовых предоставить денежные средства на срок до 60 дней под высокие проценты. Преимущественно данной услугой пользуются граждане, имеющие высокую кредитную нагрузку и плохую банковскую историю. Но далеко не все микрокредитные организации запрашивают убедительные подтверждения личности заемщика, что потенциально открывает целое окно возможностей для мошенников, — отметил адвокат, партнер адвокатского бюро MILL Даниил Горьков. — К сожалению, эффективность проверки банками транзакций своих клиентов действительно оставляет пока желать лучшего, что преимущественно связано с несовершенством способов и методологии проверки.

Вместе с тем практика привлечения банков к ответственности в подобных случаях еще не сформировалась, заключили юристы.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY4
Удивление
SURPRISED2
Гнев
ANGRY24
Печаль
SAD2
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
77
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Тариф с попутчиком очень недоработан»: водитель такси откровенно рассказал о том, что его бесит в работе
Михаил Швалёв
Самозанятый, водитель-партнёр «Яндекс Такси»
Мнение
«Дают — бери, бьют — беги». Эксперт из Екатеринбурга ответил, кому сейчас точно стоит покупать квартиру
Михаил Хорьков
руководитель аналитического отдела Уральской палаты недвижимости
Мнение
«Никакой справедливости!» Журналистка засудила застройщика, сорвавшего сдачу дома, но всё равно осталась без денег
Ирина Порозова
Редактор раздела «Бизнес»
Мнение
«Зачем всё это сделано?» Как второй сезон «Игры в кальмара» растоптал 3 года ожидания
Анна Колотова
Мнение
Дяденька, купите бургер: российским детям предложили законодательно запретить фастфуд — что за этим кроется
Стас Соколов
Эксперт
Рекомендуем
Знакомства
Объявления