В Екатеринбургском музее изобразительных искусств произошло уникальное событие. Специалисты музея обнаружили на картине «Мелеагр и Аталанта» подпись великого фламандского живописца XVII века Якоба Йорданса. При подготовке к выставке «Окно в Европу. Искусство Голландии, Фландрии и Бельгии XVII – XIX веков» эксперты выявили разложение лака в нижней части картины, а после его регенерации слева стали явственно видны буквы: J JORDAENS FECIT (Я. Йорданс сделал). Предварительные исследования показали, что подпись лежит в авторском красочном слое.
«Нахождение подписи такого выдающегося мастера не только редкая удача и большое счастье для музея, но и огромная ответственность, требующая глубокого и всестороннего изучения произведения, которое будет включать в себя как формально-стилистический и историко-искусствоведческий анализ, так и технико-технологическую экспертизу», - отметили в пресс-службе музея.
Эта картина поступила в музей в 1949 году из Государственного Эрмитажа. Долгие годы считавшаяся копией работы на тот же сюжет, находящейся в Королевском музее изящных искусств в Антверпене, она, вероятно, именно по этой причине была передана в провинциальную Свердловскую картинную галерею.
В Эрмитаже картину реставрировали – холст дублировали и натянули на подрамник особой конструкции. Сохранность полотна была вполне удовлетворительной для столь почтенного возраста, никаких угроз красочному слою не было. Конечно, на нем, как и на всех картинах старых мастеров, имелся разнохарактерный кракелюр, деформация холста и пожелтение лаковой пленки, но они не мешали общему восприятию живописи, качество которой было весьма высоким.
Подобного мнения о картине «Мелеагр и Аталанта» из собрания екатеринбургского музея ИЗО придерживаются и посетившие музей в прошлом году специалисты: Кристиан Фогелар - руководитель отдела искусства старых мастеров музея Лакенхол голландского города Лейдена, Виктор Анатольевич Коробов – заведующий лабораторией масляной живописи Эрмитажа. Они подтвердили, что данная картина - не копия, а произведение, выполненное в мастерской Якоба Йорданса, однако обнаруженная сейчас авторская подпись дает возможность предположить, что картина написана непосредственно самим художником.
«Известно, что Йорданс не раз повторял свои излюбленные сюжеты и удачно найденные композиции. Существует несколько вариантов и «Мелеагра и Аталанты». Работа из нашей коллекции почти полностью повторяет композицию антверпенской картины, но она несколько больше по размеру (екатеринбургская - 156,5х122,5, антверпенская - 152х120)», - рассказывают в музее.
Мастер крайне редко подписывал свои холсты, считая, что его стиль говорит сам за себя. Как сообщил сотрудник Королевского музея изящных искусств, на их картине нет авторской подписи, хотя ее стилистика и происхождение не оставляют никаких сомнений в ее подлинности.
Справка:
Якоб Йорданс - один из трех великих художников фламандского барокко XVII века - долгое время был только третьим после Рубенса и Ван Дейка, оставаясь в тени своих прославленных современников. Но сегодня его творчество вызывает огромный интерес и претерпевает определенную ревизию, о чем говорит, например, только что закончившаяся в Бельгии и переехавшая в Музей Фридерицианум в Касселе масштабная международная выставка «Йорданс и античность».