E1
Погода

Сейчас-2°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода-2°

облачно, снег

ощущается как -6

4 м/c,

с-з.

726мм 94%
Подробнее
2 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Реклама
Культура репортаж «Им нужно оживить кусок пенопласта»: экскурсия E1.RU за кулисами Театра кукол в Екатеринбурге

«Им нужно оживить кусок пенопласта»: экскурсия E1.RU за кулисами Театра кукол в Екатеринбурге

Мы посмотрели, как придумывают, создают и оживляют героев постановок.

Театр кукол в Екатеринбурге входит в число лучших в России

Знаменитый Екатеринбургский театр кукол входит в число лучших в России. В его репертуаре — разнообразные по жанрам и формам спектакли для детей и взрослых. Сейчас в театре работает 117 сотрудников. Из них 25 — актёрский состав, восемь актёров имеют почётное звание «Заслуженный артист РФ».

Мы решили показать вам театр с другой стороны и отправились туда, куда зритель обычно не попадает. Экскурсия по закулисью — в материале портала E1.RU.

Сначала наш «экскурсовод» Людмила Шегал, автор некоторых пьес из репертуара театра и по совместительству пресс-секретарь, ведёт нас в «хранилище» кукол. Она рассказывает, что раньше экскурсии сюда водили, но теперь почему-то перестали. «А такого на спектаклях не увидишь», — обещает Людмила.

Здесь на подставках развешены десятки сказочных персонажей: Петрушка, Колобок, Зайка, а также герои известных произведений — Ромео и Джульетта, Русалочка, Садко. Людмила достаёт несколько кукол и объясняет, что в зависимости от механики выделяются куклы разных систем.

— Есть несколько видов кукол: тростевая, паркетная, марионетка и перчаточная. Тростевая имеет подвижную голову, полый чехол, в который входит рука кукловода, управляющая головой и торсом куклы. У перчаточной тоже подвижная голова, эта кукла надевается, как перчатка, а актёр работает за ширмой. Паркетная кукла большая, отличается тем, что умеет «ходить» по полу. Ею с помощью рычагов управляет актёр, одетый в чёрный костюм и двигающийся синхронно с ней. А марионетку кукловод приводит в движение с помощью нитей или металлического прута, — поясняет Людмила.

Для каждой куклы в театре — своя «вешалка». Сотрудники бережно связывают их лентами, чтобы не запутались нити и не сломались механизмы. Актёры говорят, что при бережном обращении кукла может прожить 50 лет. Кстати, у каждого работника театра есть любимый герой.

— Я, например, очень люблю Катиш из спектакля «Бобок» по Достоевскому, — отмечает Людмила. — Она сделана с большой иронией. Вообще мы действительно неравнодушны к куклам. Часто говорим, что марионетка, например, вредничает. Куклу нельзя не любить, это твоё творение. И если к ней равнодушно относиться, она сломается.

У каждого работника театра есть любимый герой (на фото — Ангел Смерти из спектакля «Бобок»)

В театре действует полноценное «производство» кукольных спектаклей. От создания механизма марионетки до декораций на сцене.

— Во-первых, у каждого спектакля свой художник, он даёт эскизы мастерам. Затем запускается производство в нескольких цехах — конструкторский, в котором создаётся механика движения, бутафорский, в котором лепят головы, швейный цех и цех по изготовлению декораций. А результат появляется на сцене.

Идём в швейный цех. Сейчас там шьют костюмы для новой комедии «Апельсиновые сказки». Всё шьется из лоскутков. Мастера готовят два варианта — для кукол и для актёров (с кукольника в самом начале снимаются мерки — получается, что каждый костюм шьётся только для одного артиста).

Сейчас в швейном цехе создаются костюмы для новой комедии «Апельсиновые сказки»

Бутафорский цех. Здесь по обычному эскизу на бумаге лепят головы героев спектаклей. Затем сотрудницы расписывают макет маслом, а после ждут, когда краска застынет и проводят «лоботомию» — внедряют в голову механизмы. На одну куклу уходит около десяти дней.

Интересно, что в тех спектаклях, где присутствует несколько составов кукловодов, создаются и несколько вариантов кукол. Так, например, если актриса блондинка, куклу тоже делают светловолосой. Если её дублёр — брюнетка, такой же делают и куклу-дублёра.

В бутафорском цехе по обычному эскизу на бумаге лепят головы героев спектаклей

Следующий цех — конструкторский. Здесь к работе приступают мужчины. Они оживляют кукол — крепят «скелет», внедряют механизмы, благодаря которым начинают двигаться руки и ноги.

В конструкторском цехе кукол оживляют

Оформляют сцену в столярном цехе — он находится в подвале театра. Внутри приятно пахнет деревянной стружкой. Главный столяр Вячеслав Банников гордо называет себя папой Карло. Иногда мастерам приходится делать невероятные декорации: например, для спектакля «Садко» пришлось изготовить огромное яйцо, внутри которого и работали актёры.

Оформляют сцену в столярном цехе

На подготовку одного спектакля у трудолюбивых сотрудников Театра кукол уходит больше двух с половиной месяцев. Единственное, чего нет в театре, так это школы, в которой обучают кукольников.

— Раньше у нас была студия. А теперь управлять куклами учат в театральном институте, — говорит Людмила. — Вообще кукольники приравнены к шахтёрам. У нас много профессиональных болезней, связанных со спиной, глазами, ногами. Иногда приходится работать в невероятных позах. Представьте — за небольшой ширмой несколько мужчин. И всем нужно играть, всем нужно выводить своего персонажа. Порой целый час они находятся в согнутом состоянии.

Актёрам кукольного театра нужно заставить ребёнка поверить, что кукла живая

Людмила говорит, что по сравнению с актёрами других театров кукольники меньше проявляют своё «я», но в игру вкладывают больше.

— Им нужно оживить кусок пенопласта и тряпок и заставить ребёнка поверить, что это живой человек, живой заяц, живая русалка. Это невероятно сложно и дорогого стоит.

Фото: Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления