— Этот двигатель ставьте сюда, а второй катите к началу экспозиции, — дает указание рабочим один из сотрудников музея УГМК.
Сегодня там торжественно отроют выставочный центр «Крылья Победы»: на девяти тысячах квадратных метров разместили три десятка самолетов 20–40-х годов прошлого столетия.
Источник: Максим Бутусов / E1.RU
— Историки очень по-разному оценивают готовность авиации к войне, — рассказывает Григорий Павлюков, начальник экскурсионного отдела Музейного комплекса. — С одной стороны, советские ВВС были одними из самых массовых в мире. Но многие типы самолетов (те же И-15, И-16) уже устарели к 1941 году. Новые же типы только принимались на вооружение. К тому же 22 июня были потеряны 1200 самолетов (около 10% из тех, что были сосредоточены у западной границы).
Особенность экспозиции нового авиамузея заключается в том, что там представлены и самолеты противника. Истребитель Messerschmitt Bf 109G-6 — самый массовый истребитель в истории человечества: было выпущено 34 тысячи экземпляров.
— Важная особенность этого экспоната — что он оригинальный. Его нашли на Кольском полуострове. Удалось даже восстановить рисунки, которые на нем находились. Мы стараемся придерживаться принципа историзма, а потому показываем самолеты СССР и союзников, а также самолеты противников, — говорит Григорий Павлюков.
Они использовались в Испании до 1965 года!
Мой личный фаворит экспозиции — самый крупный самолет выставочного центра: американская летающая лодка PBY Catalina. Ее длина 19 метров, а размах крыла — больше 31 метра.
Есть в музее и интерактивная составляющая — можно полетать на симуляторе.
В марте 2017 года мы показывали, как в музее УГМК переставляли корабли из морской коллекции на другую площадку. Три корабля и подлодка более двух лет стояли на открытой площадке музея УГМК — как раз для них в том числе и строится новое помещение.