E1
Погода

Сейчас-2°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода-2°

облачно, снег

ощущается как -6

4 м/c,

с-з.

726мм 94%
Подробнее
2 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Реклама
Экономика Селить - не строить!

Селить - не строить!

Oдин из эффективных способов решить кадровую проблему - обеспечить работников жильем. Это признает руководство как крупных, так и небольших предприятий.

Oдин из эффективных способов решить кадровую проблемуљ- обеспечить работников жильем. Это признает руководство как крупных, так и небольших предприятий. Программы предоставления квартир в кредит или по льготным ценам для менеджеров высшего и среднего звена разработали многие компании. Сегодня работодатели всерьез озабочены поиском жилья для сотрудников с зарплатой в 4-6 тыс. руб. Работать за такие деньги охотно соглашаются выходцы из областных городов и граждане других государств, но жить им просто негдељ- городские общежития давным-давно переполнены.

Укомплектовать штат работниками с местной пропиской с каждым годом становится сложней. В быстро развивающихся торговых сетях, строительных, транспортных компаниях и многочисленных малых предприятиях растет доля иногородних сотрудников. По словам Сергея Кадочникова, директора магазина "Московский", у них 10% продавцовљ- приехавшие из областных городов. В "Купце", говорят специалисты, таких работниковљ- 15%, а в "Звездном"љ- все 60%. Людмила Елькина, начальник отдела кадров супермаркета "Звездный": По объявлениям в последнее время приходят в основном приезжие. Любовь Клименко, начальник отдела кадров сети супермаркетов "Кировский", уверена, что положение будет только ухудшатьсяљ- через несколько лет в торговле останутся работать в основном иногородние.

Проблем ритейлерам может добавить и спад рождаемости середины 80-х гг. Уже в следующем году ожидается снижение числа поступающих в вузы. Сергей Кадочников: Если уж в институтах недобор, что говорить о нас! Ближайшие пять летљ- безрадостная полоса. Нам в первую очередь требуются именно молодые люди. Бабушку ведь за кассу не посадишь. Продавецљ- лицо магазина. Кассира или фасовщицу в свой супермаркет можно переманить, предложив большую зарплату. Но, по мнению Сергея Кадочникова, это не выходљ- на следующий день повысит оклады конкурент, и персонал опять уйдет.

Не лучше ситуация и в других отраслях. По 300 иногородних строителей трудится каждый год на объектах "Атомстройкомплекса"љ- 100 из них болгары, третий год приезжающие на заработки в Екатеринбург, остальныељ- жители областных городов. Александр Евдокимов, коммерческий директор компании "Атомстройкомплекс": В строительстве есть сезонностьљ- летом работы больше. Болгары работают не быстрее, но более качественно и многому могут научить наших строителей. Кроме того, в Екатеринбурге дефицит рабочих строительных профессий, особенно каменщиков, монтажников, крановщиков, бульдозеристов. А в областных городах, где нет строительного бума, такие специалисты есть. Едут в основном из Ачитского района, Качканара, Кушвы.

Рост числа перевозчиков привел к дефициту шоферов и кондукторов. Сейчас от трети до половины водителей маршрутных такси и частных автобусовљ- приезжие. Руководители транспортных компаний утверждают, что найти работника с екатеринбургской пропиской очень сложно, удержатьљ- еще трудней. Сергей Пацко, заместитель генерального директора по персоналу компании "Автолайнер": Даже если человек совершил какое-то трудовое нарушение и я его увольняю, на следующий день он без проблем устраивается в другое место. Люди к тому же все время смотрят, где больше платят. Как только им кажется, что условия более выгодные,љ- тут же уходят. Ринат Садриев, генеральный директор "Ю-Ви-Эй-Транс", предпочитает брать на работу приезжих из Таджикистана, Узбекистанаљ- они более дисциплинированные, не пьют. Впрочем, жителей областных городов в компании тоже работает многољ- около 30%. Но водителей категории D нам все равно не хватает, простаивают машины,љ- жалуется Ринат Садриев.

Работники из области и других стран менее требовательныљ- согласны на небольшую зарплату, на более жесткие условия труда. Олег Хабибуллин, генеральный директор сети "Купец": Запросов у них, конечно, меньше, но и уровень таких работников ниже, да и какими-то бытовыми вопросами из-за них приходится заниматься. Главная проблемаљ- приезжие должны где-то жить. Решать ее можно по-разному. Проще всего ежедневно привозить персонал на работу и отвозить домой. К слову, жители Березовского, Арамиля, Верхней Пышмы нередко соглашаются добираться самостоятельно. Однако такой способљ- не самый надежный. Человек будет трудиться в Екатеринбурге до тех пор, пока не подвернется работа поближе к дому, пусть и с меньшим окладом. Сергей Пацко: Год назад мы возили из Первоуральска и Ревды полный автобус водителей и кондукторов. Но ездить каждый день в Екатеринбург их только крайняя нужда заставляла. Если часть иногородних сотрудников уволилась, с остальными придется тоже расторгнуть контрактыљ- отправлять в Ревду полупустой автобус накладно. По словам Сергея Пацко, ежедневная доставка имеет смысл, если возить не менее 15 человек.

Кроме того, кадровый ресурс городов, расположенных в радиусе 80 км от областного центра, постепенно иссякает. Екатеринбургское трамвайно-троллейбусное управление (ЕТТУ) ежедневно доставляет водителей и кондукторов автобусами из Арамиля и Верхней Пышмы. При этом в управлении жалуются, что сотрудников все равно не хватает. Работать, вероятно, согласились бы жители более отдаленных городов, но их туда-сюда каждый день не повозишь, а все четыре общежития ЕТТУ давно заполнены. По словам Сергея Кадочникова, большой наплыв кадров дают Тавда, Верхний Уфалей, Красноуфимск: У нас бывали случаи, когда приходили девушки хорошие, готовые работать. В своих городах им устроиться некуда, а у нас негде жить. Средняя зарплата продавца в "Московском"љ- 5 тыс. руб., а стоимость аренды однокомнатной квартиры, по данным агентства недвижимости "Роттердам",љ- 5-7 тыс. руб. в месяц. Даже если работники снимут квартиру втроем, после внесения арендной платы у каждого останется сумма, близкая к прожиточному минимуму. Лучший выход, по мнению Сергея Кадочниковаљ- предоставлять сотрудникам служебное жилье.

Собственные общежития есть на балансах крупных заводов, муниципальных предприятий и учебных заведенийљ- остались с советских времен. В Екатеринбургском городском центре занятости населения вакансии с предоставлением жилья предлагают всего 15 предприятий. Наталья Каретникова, ведущий специалист отдела квотирования и мобильности рабочей силы ЕГЦЗН: Жильељ- это койкоместо. В основном такие вакансии предлагают заводыљ- Уралхиммаш, ЖБИ-Бетфор, Завод строительных материалов и другие. Зарплаты там маленькие, работа тяжелая, людей привлекает именно общежитие. Мест немного, и они быстро заполняются.

Предприятия, у которых общежитий никогда не было, пытаются создать их своими руками. Скажем, Сергей Кадочников расселил квартиры в доме, где находится "Московский", часть из них переоборудовал под торговые и офисные площади, остальныељ- отдал персоналу. Сейчас в "общежитии" "Московского" три комнаты, в каждой живет по три человека. Сергей Кадочников: Это не общежитие в старом понимании, а просто квартира, в которой мы сделали ремонт и поставили мебель. Продавцы сами оплачивают только коммунальные платежиљ- выходит рублей по двести на каждого.

Во сколько обошелся проект, г-н Кадочников пока не считал. Хотя приблизительную стоимость назвать можно. Чтобы расселить трехкомнатную квартиру, надо жильцам предложить аналог. Цены на жилье в центре города сегодня колеблются в районе $900љ- $1 тыс. за кв. м. Тем не менее Сергей Кадочников считает начинание удачным и собирается свое общежитие расширять.
Другие ритейлеры примеру "Московского" пока не следуют. Когда-то однокомнатную квартиру купил для своих работников "Звездный", но опыт не прижился. Людмила Елькина: Квартира маленькая, так что поселили туда только двоих. Оказалось, что это дорого и невыгодно. Теперь квартира пустует.

Дешевле снимать квартиры для работников, особенно если часть суммы вычитать прямо из зарплаты. Фирма "Стиль" (торговая марка "Партизан") расселяет таким образом швей. Как говорит менеджер по персоналу ООО "Фирма "Стиль" Вера Красотина, арендуют квартиру сразу для нескольких девочек, они платят за жилье, к примеру 2 тыс. руб., а компания возмещает остальные 4 тыс. руб. Хотя пропорции могут быть разнымиљ- в зависимости от ценности сотрудника. В ближайшем будущем "Стиль" планирует снять еще несколько квартир. Вера Красотина уверена, что найти жилье самостоятельно работницы не смогут: Знаете, они же ленивые, организаторских способностей у них нет. Швеи либо будут каждый день ездить из дома и опаздывать, либо вообще найдут работу где-нибудь у себя в Реже и станут по 3 тыс. руб. зарабатывать. У нас же есть для них квартиры и автобус, который возит на работуљ- этим и завлекаем.

Вариант с арендой жилья подходит не всем. В компании "Автолайнер" рассказывают, что хозяева просто отказывались пускать в квартиры сразу нескольких водителей. Сергей Пацко: Все знают, что водители любят выпить, отдохнуть, собраться большой компанией. Кто отдаст квартиру на таких условиях? "Автолайнеру" удалось найти восемь мест для своих сотрудников в одном из городских общежитий. Стоимость проживания вычитают из зарплаты. Одна койка обходится жильцам в 500-700 руб. ежемесячно. Как отмечает Сергей Пацко, водители, которым предоставляется жилье, увольняются гораздо реже: Они просто не приспособлены искать что-либо самостоятельно. Часто со всеми просьбами обращаются ко мне. Подобрать каждому комнату или квартиру мы не можем. Вариант с общежитием гораздо удобней. Хотя при штате в 100 человек 8 мест проблему не решают.

Поиском мест в городских общежитиях для своих продавцов занимается и "Звездный". Правда, пока безрезультатно. Людмила Елькина утверждает, что если бы места нашлись, магазин рассмотрел бы любой вариант оплаты жильяљ- сотрудниками, предприятием, совместный. Не нашел мест в общежитиях и "Купец". Олег Хабибуллин: Мы бы тоже давали возможность сотрудникам поселиться в общежитиях. Но их катастрофически не хватает. Если бы на рынке был серьезный оператор, сдающий в аренду целое здание,љ- это было бы нам выгодно. Отдельные квартиры снимать значительно дороже.

"Кировский" раньше расселял персонал в одном из профилакториев. Но, по словам Любови Клименко, от затеи пришлось отказаться после того, как цены сравнялись со стоимостью аренды квартир. "Атомстройкомплекс", чтобы пристроить своих приезжих работников, использует все варианты: оставляет за собой часть построенных квартир и селит туда рабочих, арендует жилье, заключает договоры с общежитиями. Александр Евдокимов: Условия размещения разные. Кому-то компенсируем затраты на аренду. Пропорция зависит от уровня комфортаљ- обычно те, кто живут в квартирах, сами оплачивают не менее 50% стоимости. В общежитиях дотация с нашей стороны бывает больше. Койкоместо в общежитии сегодня может стоить от 1 тыс. до 3 тыс. руб. в месяц. Сотрудник, по словам г-на Евдокимова, платит только 500 руб.љ- сумма для приезжих строителей вполне подъемная. Проблема в том, как эти места получить. "Атомстройкомплекс", к примеру, чтобы расселить рабочих, делает в общежитиях ремонт, а "Автолайнер" "помогает" покупать бытовую химию.

Работодатели отмечают, что многие общежития стремятся заработать на растущем спросе, сильно поднимая цены. Александр Евдокимов: Есть общежития, в которых просят по 100 руб. за день. А есть такие, где плата приближается к расценкам гостиниц. Постоянно растет и арендная плата за квартиры. К тому же собственник жилья в любой момент может попросить освободить помещение, и компании придется срочно искать новое жилье для работников. Самый надежный способ обеспечить сотрудников жильем, а предприятие кадрами из областных городовљ- построить собственное общежитие. Через пару лет оно очень пригодится "Кировскому", считает Любовь Клименко. Но мое мнениељ- это еще не основание для строительства. Решение все равно остается за директором,љ- поспешила оговориться г-жа Клименко.

А вот "Атомстройкомплекс" решение уже принялљ- компания хочет построить свое общежитие на 1 тыс. мест. По словам Александра Евдокимова, процесс сдерживает лишь вопрос получения землеотвода. Стоимость объекта пока не просчитывалиљ- она во многом будет зависеть от местоположения. Александр Евдокимов: Когда рабочие живут компактно, их удобно развозить на строительные площадки автобусами. Можно создать инфраструктуруљ- открыть столовую, прачечную, организовать охрану, уборку помещений. К тому же строитель будет точно знать, что пока он у нас работает, у него есть жилье.

Все, кто стремится обеспечить иногородних сотрудников крышей над головой, в один голос утверждают, что это куда эффективнее, чем просто повысить зарплату. В "Московском" места в квартирах отдали в первую очередь продавцам "социальных" отделов, в которых объемы продаж, а следовательно, и зарплаты самые низкие. Сергей Кадочников: Такого сотрудника уже сложно переманить. Пусть она и получает 3 тыс. руб. Но в любом другом месте она должна не знаю как вкалывать, чтобы отрабатывать аренду! Более того, жилья-то еще и не найдешь нигде.

Строительным компаниям общежития помогают удерживать у себя рабочих в летний сезон, когда за "халтуру" можно получить большие деньги. Вера Красотина полагает, что любая из ее швей легко найдет работу в другом месте: оплата везде примерно одинаковаяљ- сдельная. Зато работница всегда может выбратьљ- устроиться туда, где побольше платят, или остаться там, где предоставляют квартиру.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления