E1
Погода

Сейчас+7°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+7°

облачно, без осадков

ощущается как +5

2 м/c,

ю-в.

738мм 46%
Подробнее
1 Пробки
USD 91,12
EUR 98,31
Реклама
Экономика Как посадить самолет во Франкфурте

Как посадить самолет во Франкфурте

В Екатеринбурге открылся тренажерный центр для пилотов.

За окном кабины самолета — Кранебиттен, пожалуй, самый сложный аэропорт в Европе. Он находится в австрийском городе Инсбрук, окружен высокими горами и этим очень напоминает выдуманный аэропорт «Бидри» из фильма «Экипаж». Настоящий каменный мешок. Картинка потрясающе детальна и узнаваема — даже видно, как по набережной реки Инн едут автомобили.

«Садясь в пилотское кресло, забываешь, что находишься не в горах Тироля, а в Кольцово, в новом тренажерном центре «Уральских авиалиний», - рассказывает корреспондент JustMedia Всеволод Махов. Во вторник, 26 июня, здесь торжественно открыли первый за пределами Москвы тренажер самолета А-320 уровня D. Такой тренажер имитирует реальный полет настолько хорошо, что часы тренажерных занятий западным пилотам записывают в летную книжку, как настоящие полеты. В России пока такого правила нет, но использование тренажера позволяет отказаться от «аэродромных тренировок» — полетов на настоящем самолете по кругу над аэродромом.

Во время занятия пилот не только видит пейзаж за окном, не только считывает реальные показания приборов, но и чувствует ускорения, торможения, крены, перегрузки. Кабина по-настоящему подпрыгивает на неровностях взлетной полосы, и шум двигателей ничем не отличается от реального — шесть мощных колонок и сабвуфер под полом создают потрясающий эффект присутствия.

За спиной командира корабля на специальном кресле перед мониторами сидит пилот-инструктор. Он может выбирать аэродром, с которого взлетит экипаж, может по своему усмотрению устанавливать ветер, осадки, видимость, турбулентность, и, что особенно важно, может разыграть любую из нештатных ситуаций, которые только могут возникнуть в полете — от отказа двигателя или навигационных приборов до пожара на борту. Чтобы пожар на борту был больше похож на настоящий, к системе кондиционирования воздуха подключен генератор дыма, который способен мгновенно заставить пилотов надеть кислородные маски.
«Нештатные ситуации на борту, к счастью, случаются редко,— говорит генеральный директор «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов.— Пилот может столкнуться с необычной ситуацией, например, один раз за десять лет, а может и ни разу за всю карьеру. Но готовым в полете надо быть ко всему, поэтому действия в таких ситуациях доводятся до автоматизма на тренажере».

Тренажерные занятия — удел не только молодых пилотов. Даже седые капитаны со многими тысячами часов налета за спиной каждый квартал «проходят тренажер». Раньше, чтобы отлетать положенные часы занятий, они были вынуждены отправляться в Арабские Эмираты, Венгрию, Чехию и другие страны, где есть подходящие тренажерные центры. Это было и дорого, и долго — экипаж приходилось исключать из расписания минимум на четыре дня. Сейчас «полетать» с отказавшим двигателем или сломавшимся авиагоризонтом, приземлиться при минимальной видимости, по приборам, взлететь из каменного мешка Кранебиттена можно в своем тренажерном центре.
В какой-то степени тренажер даже лучше настоящего самолета — на нем можно создать ситуации, которые никто и никогда не решится создавать в реальном тренировочном полете, например, тот же пожар. Кроме того, далеко не каждый день в Кольцово бывает погода, позволяющая экипажу подтвердить свой «погодный минимум» — продемонстрировать посадку в тумане, под ливнем или при низкой облачности.

Тренажер — это сложнейший комплекс, занимающий павильон высотой 11 метров. На металлической платформе укреплена самая настоящая кабина самолета — когда-то она была частью обычного, отлетавшего многие годы в авиакомпании Эйр Франс Airbus-320-211 (на приборной панели даже сохранился его регистрационный знак — F-GFKL). Компания «Сим Индастриз» — одна из очень немногих в мире фирм, создающих тренажеры уровня D, дает вторую жизнь кабинам отлетавших свое самолетов. Здесь, на платформе тренажера, кабина «эйрбаса» прослужит еще как минимум 15 лет.

Шесть огромных электропневматических «ног» по командам пятнадцати компьютеров, управляющих тренажером, наклоняют во все стороны и трясут платформу, создавая эффекты ускорения и торможения. Когда платформа плавно наклоняется назад, пилота силой тяготения слегка вжимает в спинку кресла и ему кажется, что «самолет» ускоряется. Когда наклоняется вперед, ощущается торможение.

Перед остеклением кабины установлено полусферическое зеркало, картинку на которое подают несколько видеопроекторов. В базе данных тренажера сейчас тридцать детально прорисованных «сценариев» разных аэропортов мира. Например, Инсбрук, Франкфурт, Кольцово. При необходимости можно докупить и установить еще - специальные фирмы постоянно работают над изготовлением и доработкой программ для тренажеров.

Несмотря на то что самолеты семейства А-320 давно используются в России, а в «Уральских авиалиниях» их уже 24 (из них девять — А-321), отсутствие штурвалов в кабине все же смотрится непривычно. Эта машина в ручном режиме управляется так называемыми сайдстиками — боковыми ручками управления. Командир держит сайдстик левой рукой, второй пилот — правой. Поначалу кажется, что сайдстик гораздо менее удобен, чем штурвал, однако стоит взять его в руку и все становится просто и интуитивно понятно. Например, корреспондент JustMedia.Ru, сев в правое кресло тренажера, выполнил два разворота, снижение и посадку в аэропорту Франкфурта. Правда, пользуясь подсказками инструктора. Кроме того, инструктор управлял режимом двигателей. Когда же «самолет» уже бежал по полосе, я немного запутался в тормозных педалях и едва не допустил выкатывание самолета с полосы влево. Ситуация казалась настолько реальной, что спина мгновенно покрылась потом. Избежать «аварии» помог инструктор.

Взяв в руки сайдстик, понимаешь, почему А-320 считается одним из самых безопасных самолетов в мире. Чтобы «уронить» этот самолет, нужно очень постараться. Например, чтобы избежать частой ошибки неопытных пилотов — раскачивания самолета при заходе на посадку, достаточно просто отпустить сайдстик. И самолет будет лететь с тем креном и тангажом, при котором сайдстик был отпущен. Это дает пилоту время собраться. Автоматика А-320 также не позволяет пилоту вывести самолет на предельные углы атаки и опасные крены, сама, если надо, добавляет режим двигателей.

Сейчас тренажер задействован 20 часов в сутки. Все это время пока занимают пилоты «Уральских авиалиний», но скоро, вероятно, уральцы будут предоставлять время для занятий и другим авиакомпаниям, использующим самолеты А-320. В здании, построенном специально для тренажерного центра, оставлено место для ещё одного тренажера. Если первый тренажер будет слишком загружен, здесь поставят ещё один.

Стоимость тренажера — 7,5 млн евро. Однако, как говорят авиаторы, «кто считает, что безопасность полетов слишком дорого стоит, тот не знает, что такое авиапроисшествие».

Фото: Всеволод Махов

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления