Известно, что во время празднования 8 Марта многие цветочные магазины делают половину своего годового дохода, а растениеводческие хозяйства подгадывают высаживание цветов в теплицы так, чтобы они распустились в аккурат к моменту возросшей потребности. Похожие явления есть и у других отраслей народного хозяйства. Как нетрудно догадаться, сейчас горячее время переживают птицеводы, занимающиеся производством яйца.
Мы решили узнать у них, а заодно и опросить представителей торговли, что они делают, чтобы обеспечить миллионный мегаполис перед Пасхой важным товаром, спрос на который в это время увеличивается в несколько раз.
Хватит ли яиц в супермаркетах
В гипермаркете "Гипербола", расположенном в "Гринвиче", нам рассказали, что готовятся: ещё в среду приступили к выпуску первой партии куличей собственного производства (90% куличей в "Гиперболе" – это своя пасхальная выпечка, но 10 процентов – сторонние изготовители, чтобы у горожан был выбор). Формы для куличей пекарня использует только один раз в год.
– Яйцо мы закупаем у "Свердловской" и "Кашинской" птицефабрик, – рассказывает Елена Сурина, директор гипермаркета "Гипербола". – К другим поставщикам за дополнительной продукцией не обращаемся: наши полностью справляются с увеличивающимися поставками. Обычно перед Пасхой цена на яйцо поднимается примерно на 5%, а потом, после праздника, ближе к лету, падает. Если в обычную неделю – например, в февральскую, – мы продаем около 7 тысяч десятков яиц, то в пасхальную – 21 тысячу десятков: спрос увеличивается троекратно.
Мы поинтересовались у директора, не возрастают ли в это время продажи яиц более необычных, нежели куриные.
– Перепелиных покупают не больше, чем обычно, – говорит директор "Гиперболы". – Из экзотики – иногда у нас бывают в продаже страусиные яйца (стоимость одной штуки – около 700 рублей). Но трудно каждый год прогнозировать, совпадут ли их поставки с Пасхой: это сезонный продукт, обычно их поставляют в начале весны, в этом году пока не привозили.
Про предпасхальные дни в "Кировском" нам рассказала категорийный менеджер Людмила Баширова. Она подтвердила, что свердловские производители яйца полностью справляются с потребностями региона и в других областях заказывать продукт необходимости не возникало.
– Наша сеть работает уже 27 лет, и 25 из них у нас действует постоянный контракт с нашим партнёром – птицефабрикой "Свердловская", – рассказывает Людмила Баширова. – Цены перед Пасхой нам не повышают. Сейчас у нас даже установлена специальная цена – 39,9 рублей за десяток. В целом продажи яйца в неделю перед Пасхой у нас увеличиваются в 10 раз по сравнению с обычной неделей. Причём речь идёт о белом яйце категории С1: это яйцо особенно популярно, потому что получается очень ярким, когда его красят пищевыми красителями. Хотя, конечно, для луковой шелухи и коричневые яйца хорошо подойдут.
– Для украшения яиц у нас продаются термоэтикетки и стандартные краски, – рассказывает Гульнара Абулкасимова, директор "Пятёрочки" на Высоцкого, 6. – Те, кто постарше, покупают краски, а молодёжь – термоэтикетки. Нетрудно понять, что поэтому продажи термоэтикеток у нас каждый год – по сравнению с предыдущим – вырастают.
И здесь нам тоже сказали, что на Пасху работают с постоянными поставщиками, которые не подводят. Это снова "Свердловская" птицефабрика, "Нижнетагильская" и "Пышминская".
– Каждый день перед Пасхой у нас покупают яиц примерно на сумму в 2 800 рублей. В то время как в феврале, например, на 1 800, то есть спрос чуть больше, чем в полтора раза, – сообщает Гульнара Абулкасимова.
Секреты птицеводов
Птицефабрика "Свердловская" входит в пятёрку крупнейших производителей яйца в стране. Тут нам пояснили, что продажи в месяц, на который приходится Пасха, вырастают по сравнению с обычным где-то на 15% (если сравнивать недели, то цифры будут эффектнее, но птицеводы в неделях считать не согласны – потому что розница начинает закупать у них яйцо заранее, а не в последнюю неделю перед праздником).
Специалист по продажам "Нижнетагильской" птицефабрики Эдуард Мережко рассказал нам, что у производителей яйца есть ещё одна особая неделя с возрастающим спросом на яйцо – предновогодняя. Но там продажи ниже, нежели перед Пасхой.
– На "пасхальный" месяц у нас приходится 10-15% от годового оборота. В целом продажи выше, чем в другие месяцы, процентов на 30, – говорит Мережко. – Мы сейчас отправляем яйцо в пять регионов, кроме Среднего Урала.
– Ритейлеры все как один говорят, что казусов с поставками и нехватки яйца на Пасху у них не бывает вообще. А по вашему опыту? Неужели никто из магазинов не звонит в последний момент и не просит: "Спасите! У нас все яйца раскупили!"?
– Такие курьёзы почти регулярны, что вы. Буквально вчера нам позвонили из Пермского края – срочно нужно яйцо, заказывали его к Пасхе в Смоленской области, а у них фура застряла на границе региона. Ну что, отправили.
- Оборот у вас всё-таки серьёзно увеличивается. А каким образом вы это обеспечиваете? Может быть, курам дают какие-то витамины, чтобы они лучше неслись?
– Никакой дополнительной химии и добавок птица перед Пасхой не получает, разумеется. То, что вы покупаете в магазинах, – это обычное яйцо, такое же, как и в течение остального года.
- А почему тогда? У несушек есть какая-то сезонность, весной продуктивность улучшается?
– Тоже нет: несётся птица всегда примерно одинаково. Для того, чтобы увеличить поставки яйца, нужно увеличить поголовье кур. У птиц есть свой жизненный (и продуктивный) цикл, в который в том числе входит её забой. Но примерно за месяц перед Пасхой этот плановый забой мы уменьшаем.
- То есть курицы из-за Пасхи живут немного дольше?
– Да. И это не спонтанное явление, мы заранее знаем о растущем спросе, знаем дату Пасхи в следующем году – и изначально прописываем, когда забой приостановить или ограничить. И этого достаточно, чтобы увеличить в это время производство яйца, чтобы хватило всем нашим заказчикам и их покупателям.