E1
Погода

Сейчас-4°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода-4°

пасмурно, без осадков

ощущается как -8

3 м/c,

зап.

728мм 82%
Подробнее
2 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Реклама
Образование мнение «В детсады вошёл рынок, и это большая ошибка»: Мороков — о проблеме платных занятий в садиках

«В детсады вошёл рынок, и это большая ошибка»: Мороков — о проблеме платных занятий в садиках

Он считает, что проблема гораздо глубже, чем в историях типа «не заплатил — не танцуй».

Кадр с утренника. Когда дети после танца присели и притворились, что спят, воспитатель вывел из круга нескольких малышей-«бесплатников»

Скандал с утренником не для всех в детском саду № 50 у Южного автовокзала привёл к проверкам не только других садиков, но и школ. Проблема оказалась шире, чем виделось изначально. Уполномоченный по правам ребёнка в Свердловской области Игорь Мороков после посещений образовательных учреждений высказал своё мнение в статье под названием «Не заплатил — не ешь и не танцуй». Приводим текст целиком.

В последние дни свердловская и даже российская общественность взбудоражена очередной новостью из Екатеринбурга — в детском саду детям не дали танцевать на утреннике из-за денег! Причём в этой ситуации мнения в обществе разделились: одни возмущены, другие говорят, что всё правильно — «танцевать должны дети, которые ходили на дополнительные уроки хореографии».

Всё бы ничего, если бы это являлось только педагогической ошибкой сотрудников детского сада, но на деле эта проблема гораздо глубже и серьёзнее, чем кажется.

Что даёт основания так утверждать? Дело в том, что подобная история далеко не единственная, и проблема здесь не только в дополнительных занятиях хореографией. В адрес Уполномоченного по правам ребёнка достаточно часто приходят жалобы от родителей дошкольников на действия администрации муниципальных дошкольных учреждений, а объединяет все эти жалобы одно — сегрегация детей!

Что такое сегрегация? Сегрегация — это разделение людей в обществе на категории по признаку различия социальных статусов, в данном случае — разделение детей в детсадовской группе по материальным возможностям и социальным потребностям их родителей.

Как проявляется сегрегация в наших муниципальных дошкольных учреждениях? Примеры.

В некоторых детских садах воспитанникам устраивают раздельное питание. «Раздельное» — в том смысле, что дети из одной группы питаются раздельно: одни — по обычному скромному меню, другие — по улучшенному, в который включены дополнительные продукты, оплаченные родителями. В одном детском саду родителям заявляют, что «дети тех родителей, которые не внесли дополнительные взносы, пользоваться туалетной бумагой не будут, а на занятиях будут рисовать только простыми карандашами».

В других учреждениях привычна следующая картина: одни дети из группы средь бела дня идут заниматься творческим развитием (танцы, рисование и т. д.), поскольку их родители это оплатили, другие — в это же время организуют свой досуг самостоятельно.

Конечно, при поступлении подобной информации Уполномоченному по правам ребёнка приходится разбираться с каждым случаем, но вот что интересно: каждый раз заведующий детсадом оправдывается, что это совершается исключительно из-за инициативы тех родителей, которые хотят, чтобы их ребёнок получал чего-то больше или чтобы его пребывание в учреждении было комфортнее. Складывается впечатление, что это должностное лицо не изучало педагогику и не понимает, какой вред сегрегация наносит этим маленьким человечкам, что в таких ситуациях происходит нарушение прав детей на защиту их чести и достоинства.

Может, в 3–5 лет ребёнок ещё не совсем понимает, почему одним что-то можно, а другим нельзя, или почему на его столе нет сока и фруктов, как на соседнем, но воспоминания и обиды всё равно останутся. А потом школа, в которой также введены и раздельное питание, и творческие занятия не для всех!

Разделение на людей первого и второго сорта, на «барчуков» и «кухаркиных детей» — это мы уже проходили в российской истории. И 100-летнюю годовщину итогового результата ошибок прошлого будем отмечать в следующем году.

Можно сколько угодно обвинять в этом заведующих и сотрудников детских садов, но проблема-то заключена не в них, а в результатах современных образовательных реформ.

В наши детские сады и школы вошёл РЫНОК! И это большая ошибка!

Статья № 7 Конституции Российской Федерации говорит, что у нас социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Следовательно, мы обязаны создать все необходимые условия для воспитания и развития наших детей.

Дети не виноваты, что у их родителей разные материальные возможности! А значит, это забота государства — создать юным гражданам равные условия для роста и развития. Конечно, понятно желание некоторых родителей дать своему ребёнку больше, чем ему дают образовательные организации, но для этого же и существуют учреждения дополнительного образования, которых, кстати, немало. Следовательно, для того, чтобы в детских садах и школах не проявлялись никакие формы сегрегации, нужно в них запретить все формы и виды сбора денег с родителей (как это сделано в Финляндии), естественно, при этом повысив качество оказания всех видов услуг — и образовательных, и по организации питания, и т. д.

И первым шагом для этого должно быть изменение государственных образовательных программ, а также федерального закона об образовании, который носит откровенно рыночный характер.

По словам детского омбудсмена, жалобы на поборы в садиках и праздники «не для всех» продолжают поступать от родителей. Сотрудники ведомства будут выезжать в учреждения и проверять все факты.

Напомним, проверки в детских садиках начались после публикации Е1.RU о том, что малышей, чьи родители не оплачивали хореографа, посреди танца на утреннике вывели из круга и посадили на стульчики. Их одногруппники, которые посещали платные занятия по хореографии, продолжили танцевать. После этого в редакцию пришло больше десятка подобных писем. Родители жаловались на поборы, на платную Масленицу, на «добровольные» пожертвования. Все обращения мы передали в прокуратуру. Результаты проверки должны быть в апреле.

А вы как думаете, нужны дополнительные платные занятия в садиках?

Опрос завершен 29.03.2016
Да, пусть будет возможность развивать детей
17%
Нет, в садике все должно быть одинаково
83%
Фото: Дмитрий ГОРЧАКОВ/Е1.RU

Видео: читатель E1.RU
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления