Тысячи первоклашек в этом году впервые сядут за парты и проведут за ними ближайшие 11 лет. Многие родители переживают, как ребёнок справится с новым распорядком дня и образом жизни, как изменения скажутся на его здоровье. О том, что нужно делать, чтобы сохранить школьнику правильную осанку, как понять, что у него портится зрение и сколько часов должен спать первоклассник, мы поговорили с заведующей дошкольным отделением ДГКБ № 11 Еленой Цветковой.
– Елена Игнатьевна, наверное, самая актуальная проблема здоровья для современных первоклашек – это зрение? Ещё 10 лет назад не было такого количества гаджетов – сейчас дети ими пользуются часто даже больше, чем взрослые. Что тут можно посоветовать родителям?
– Действительно, острота зрения у будущих учеников сейчас упала по сравнению с тем, что было 5 или 10 лет назад. Конечно, эта проблема связана с бесконтрольным использованием гаджетов. Если телефоны и планшеты ещё недавно появлялись у детей в школе, то сегодня с ними сидят 3-4-летние дети. Результат не заставил себя ждать – зрение у детей уходит "в минус". И среди первоклассников, которые сегодня только пошли в школу, уже немало детей в очках, а после 1-го класса их может стать в разы больше.
Когда дети начинают учиться в школе, нагрузка на их глаза возрастает в разы. Что тут можно посоветовать родителям? Только ограничить использование электронных средств до минимума – это касается компьютерных игр, телевизора, планшетов, игр и современных средств связи на телефоне. Экран у любого смартфона всё-таки слишком мелкий для ещё не сформировавшегося органа зрения у ребёнка, картинки там сменяются очень быстро. Есть дети и с наследственной предрасположенностью к заболеваниям органа зрения – например, если ближайшие родственники рано надели очки, да ещё и с большим "минусом", то тут я бы уже очень серьёзно задумалась, нужен ли такому ребёнку планшет.
Если у ребёнка в дошкольном возрасте было пониженное зрение, после 1-го класса ему крайне желателен визит к окулисту. В этом году мы осматривали наших дошколят, и у 169 детей из осмотренных 7 692 патология зрения была выявлена впервые – это значит, что она развилась за последний год – с момента последнего осмотра у окулиста, а родители этого не заметили. А так, по нашим наблюдениям, изменения органа зрения перед школой имеет каждый десятый ребёнок. Это почти четыреста первоклашек только в нашем Верх-Исетском районе.
– Как понять по собственному ребёнку, что он стал хуже видеть – особенно, если он сам ничего не говорит по этому поводу?
– Дети начинают щуриться, низко наклоняться над тетрадью или учебником, близко к глазам подносят мелкие детали игрушек.
– А есть ли разница, за какой партой будет сидеть первоклассник?
– В школе детей обычно рассаживают по росту и по рекомендациям врачей. Острота зрения среди них на первом месте. Поэтому даже высокого, но плохо видящего ребёнка должны посадить на первые ряды. В том случае, если у ребёнка со зрением всё хорошо, ему задняя парта не противопоказана, и никакого вреда она не принесёт. Тем более что по нашим рекомендациям учителя в течение года должны пересаживать детей, в том числе и с ряда на ряд. Ряд, на котором будет сидеть ребёнок, важен при косоглазии, чтобы глазные мышцы развивались правильно.
– Ещё одна важная проблема – это, наверное, нарушения осанки и искривления позвоночника, которыми раньше пугали родителей? Сейчас с детскими спинами что-то изменилось?
– Как ни странно, да, и в лучшую сторону. Сейчас объективно диагноз сколиоз детям ставится реже, это прерогатива более старших возрастов. Но проблема с осанкой у школьников не изменилась, хотя на фоне офтальмологических проблем и стала выглядеть менее острой.
– Отправляя ребёнка в первый класс, родители покупают ему сменную обувь по требованиям школы – сейчас часто просят обувь с белой подошвой, чтобы она не оставляла следов: кроссовки, кеды. А что делать с ортопедической обувью, которая раньше была рекомендована ортопедом? Нужно ли школьнику её носить?
– Конечно, нужно, если она по-прежнему показана. Решает это врач-ортопед, который должен осмотреть ребёнка перед школой. Как вариант, возможно ношение обуви с высоким запятником и вложенной ортопедической стелькой.
– Стоит ли ребёнку покупать специальную парту для занятий дома?
– Здесь всё зависит от желания и финансовых возможностей семьи. Грамотно организовать рабочее место для первоклассника можно и за стандартным письменным столом, причём больше здесь нужен стул с возможностью регулировки высоты сиденья. Важно, чтобы ноги у ученика стояли на специальной подставке, а не болтались в воздухе, или чтобы, наоборот, поставив ноги на пол, ребёнок не тянулся к столу со слишком низкого сиденья. И во время занятий у него должна быть прямая спина, источник света должен находиться с левой стороны.
Для формирования правильной осанки ещё очень важен спорт. По нашим наблюдениям, если ребёнок до школы занимался в спортивной секции, то проблем с осанкой у него, скорее всего, не будет. Потому что у него сформировался мышечный корсет. Но и в первом классе ещё можно успеть с занятиями спортом – главное, не перегрузить малыша в первый год учёбы.
– А как это сделать?
– Первоклассник должен хорошо высыпаться – спать ему нужно не менее 10 часов в сутки. Дневной сон тоже желателен – особенно если у ребёнка есть в нём потребность, и он спал днём в детском саду. Прогулки – да, не меньше 2 часов в день. А лучше даже и дважды по 2 часа, хотя далеко не все родители могут себе такое позволить.
– В связи с этим возникает ещё вопрос о продлёнке в школе – она будет полезна для первоклассника или нет?
– Продлёнка – это больше вынужденная мера для работающих родителей. Первоклассник, я думаю, будет в первое время от неё очень уставать – потому что в школе очень высокий уровень шума, ребёнок там не может полноценно отдохнуть, нервная система его истощается. Но если для обеспечения безопасности первоклассника иного выхода у семьи нет, то и рассуждать о целесообразности продлёнки, я думаю, нет смысла.
– Школьники не всегда с желанием идут в школьную столовую. У многих из них уже к школе есть хронические гастриты, холециститы, кому-то просто не нравится школьная еда. Что на это скажет детский доктор?
– Вы знаете, давайте мы посмотрим объективно. Сегодня серьёзные хронические заболевания органов желудочно-кишечного тракта есть не более чем у 2% детей 6-7 лет. Это те ситуации, когда ребёнку действительно может потребоваться отдельное лечебное питание. Всем остальным детям я бы искренне посоветовала в столовую ходить. Почему? Потому что в противном случае у ребёнка появляется намного больше шансов приобрести болезни желудка и других органов пищеварительной системы. Какая замена может быть у каши или запеканки из школьной столовой, приготовленных строго в соответствии с технологическими и диетическими требованиями, соответствующими потребностям ребёнка? Булочки, шоколадки, фастфуд... на мой взгляд, это не лучшая альтернатива. Хотя мы понимаем, что не все дети посещали детские сады, и дома многие привыкли питаться иначе. Но не всегда это здоровые привычки.
– Как быть родителям, чьи дети часто болели в садике? Как сделать так, чтобы это не продолжилось в школе?
– Закаливание, спорт, прогулки, отдых после школы – это доступно для всех и показано не только часто болеющим детям. Отправляя ребёнка в школу во время подъёма ОРВИ, нужно постараться защитить его слизистые и объяснить малышу, что ему нужно будет часто мыть руки и промыть нос после возвращения из школы. Это можно сделать солевым раствором или спреем, отварами трав. А перед школой на слизистую носа можно нанести противовирусное средство. И часто болеющим детям как никому показана вакцинация против гриппа – мы каждый год объясняем родителям, что у детей, часто болеющих респираторными вирусными инфекциями, могут быть серьёзные поломки в работе иммунной системы, и при встрече с возбудителем тяжёлой инфекции такой ребёнок может просто не справиться самостоятельно.