Александр Пушкин научил нас писать — излагать мысли письменно примерно таким же образом, как большинство из нас это делает по сей день. Недаром День русского языка отмечается в день рождения «нашего всего». Как именно Александр Сергеевич повлиял на русскую грамматику, какие нормы литературного языка он отстаивал и как научил людей быть свободными в речи — об этом пишет филолог, профессор кафедры русского языка, общего языкознания и речевой коммуникации УрФУ Мария Рут.
Заслуга Пушкина не в том, что он создал русский язык, — язык во всей своей красе существовал и до него. Просто он лучше всех понял, как соединить язык народа и язык книжный. В литературном языке XVIII века было принято писать по определенным правилам: ориентировались в основном на латинскую грамматику. Наши первые грамматики создавались по аналогии с латинской — не беда, дескать, что язык совсем другой. А когда в Петровскую эпоху в нашу Академию пришли немцы, то эталоном стала еще и немецкая грамматика.
Латинский и немецкий отличаются от русского тем, что в них более жесткий порядок слов. Из-за этого русский был более тяжелым, искусственным. Кроме того, считалось, что в книжном языке должен сохраняться «дух древних традиций» — держались за древние пять склонений (вместо уже тогда существовавших трех), не забывали древнюю сложную систему времен, широко использовали давно устаревшие славянские слова. Это делало книжный язык трудночитаемым и резко отличающимся от живого разговорного языка.
Мы долгое время не могли вырваться из рамок схоластической грамматики, и это мешало письменному языку. Пушкин ввел наш родной язык в нашу элитную культуру.
Пушкин подчинил порядок слов развитию мысли, когда человек строит фразу, выделяя то, что для него наиболее важно. Он противопоставил строгим канонам свободу выражения. Легкость и свобода изложения ярко представлены в «Евгении Онегине». Этот уникальный роман в стихах — своеобразный манифест нового литературного языка, пример того, как надо говорить и писать.
После Пушкина стало понятно, что образованный человек должен уметь выражать мысли письменно и устно одинаково, не ограничиваясь строгими рамками искусственных законов, но и не опускаясь до примитивности, используя богатство языка для выражения мыслей.
К примеру, мы до сих пор никак не договоримся об употреблении окончания -а у существительных мужского рода во множественном числе: пока еще нельзя говорить «шофера», «токаря», но уже можно «директора», «профессора», что было недопустимо еще лет 50 назад. А у Пушкина уже тогда свободно употребляется форма «кучера». Он чувствовал тенденции развития русского языка.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Если пропустили, обязательно почитайте интервью с Марией Рут про уральский говор.