Первоклассник Дамир Мусаев уже два года всерьез увлекается атомной физикой. Его вопросы ставят родителей в тупик, их знаний в этой теме уже просто не хватает.
Все началось с того, что в пять лет мальчик увидел знак радиации — в эту тему его затянуло с головой. Он сам ищет на YouTube видео про атомную физику, читает книги и строит из лего модели атомных электростанций. Больше всего он любит рассказывать про аварии на АЭС, четко знает даты катастроф и их причины, типы реакторов и их топливо. Вот только поддержать с ним разговор может не каждый взрослый.
Как рассказывает мама мальчика Ольга Мусаева, никакой цели вырастить вундеркинда у них не было.
— Ничего особенного за ним мы не замечали. Ранним развитием, как стало модно сейчас, не занимались. Игрушками он особо не интересовался. У него были какие-то самостоятельные игры, — рассказывает она.
В два года Дамир пошел в частный садик и там поразил своим логическим мышлением воспитательницу. В четыре года мальчик начал читать. Мама рассказывала ему, как составлять слоги, он запоминал и учился составлять из них слова.
— В пять лет он начал лепить из пластилина знаки радиации, потом у нас повсюду валялись «атомные бомбы». Это были «Толстяк» и «Малыш» — какие были в Нагасаки и Хиросиме. Он «начинку» делал. Одна на плутонии, другая на уране, — рассказывает мама первоклассника. — Где он увидел знак радиации? Я даже не знаю. Возможно, это были «Смешарики», у них как раз есть классный цикл «Нобелевский». Идет сюжет, происходит какая-то ситуация, а потом рассказывают, что это открытие такого-то ученого, в таком-то году он получил Нобелевскую премию. Скорее всего, оттуда пошло.
Но Дамир говорит, что знак радиации попался ему на YouTube. У него свой планшет, и что смотреть — он тоже решает сам.
— Началось с того, что я просто увидел знак радиации и мне стало интересно, что это такое. Сам стал искать информацию. В пять лет я узнал про аварию на АЭС «Три-Майл-Айленд», на Белорусской АЭС, Чернобыльской АЭС. Воспитательнице не рассказывал, не знаю, надо ли было, — говорит Дамир. — После садика я просто смотрел YouTube. Мне интересны каналы про всякие аварии, про атомные бомбы. Например, авария на «Три-Майл-Айленд» — частичное расплавление ядерного реактора.
Как говорит мама мальчика, Дамир не всегда погружен в физику, может и что-то «глупенькое» посмотреть, как обычный ребенок.
— Например, захожу в комнату, а он смотрит «Барбоскиных». И тут же про тугоплавкие металлы какие-то, при каких температурах, в каких условиях. Он разносторонний, — рассказывает мама мальчика.
Поначалу родители думали, что увлечение атомной физикой у Дамира пройдет, но потом поняли, что он только глубже и глубже погружается в тему.
— Я нашла несколько книжек про химию, про атомную материю. Он прочитал их все. Но для ребенка такого возраста очень сложно найти литературу. Либо это будет на каком-то, грубо говоря, примитивном уровне — совсем все очень просто, либо это уже для деток постарше, с формулами. И нужен человек, который будет в этом помогать. Но я чистый гуманитарий и свой потенциал в этом исчерпала. Супруг еще как-то с математикой может ему объяснить, — признаётся Ольга Мусаева.
Недавно они узнали об Информационном центре атомной энергетики (центр, который занимается популяризацией науки. — Прим. ред.), пришли туда, но даже там растерялись, что делать с таким ребенком.
— Мы совсем недавно нашли ИЦАЭ, для нас это было супероткрытие. Они подарили нам литературу, как раз уровня понимания Дамира. Там заинтересовались им, но, посмотрев его знания, нам сказали, что ему надо общаться либо с преподавателями университетов, либо с учителями, которые специализируются на атомной физике. Те занятия, которые у них проводятся, для деток, которые не очень интересуются. Начальный уровень, — говорит мама Дамира.
Ольга боится, что Дамиру станет скучно в школе, ведь всё, чему учат в первом классе, он давно знает. Умеет читать, в уме складывает трехзначные, четырехзначные числа.
— Мне очень грустно, что ни я, ни супруг не можем поддержать разговор, потому что не понимаем, о чем Дамир говорит. Было бы здорово, если бы нашелся человек, который смог бы его развивать. Это очень большая проблема. Мы бы хотели сходить на экскурсию на атомную станцию, но все они предназначены для детей от 14 лет. Скорее всего, потому что еще мало тех, кто интересуется в этом возрасте, — говорит мама первоклассника.
В школе со сверстниками Дамир — обычный ребенок, бесится и дурачится, как и все. Кроме атомной физики у него есть еще два увлечения: борьба и шахматы. Ими он занят шесть дней в неделю. Даже успел побороться с Петром Яном, боец сам заметил Дамира в Академии единоборств РМК — он всегда остается после тренировки и оттачивает свои приемы. Единственный выходной у мальчика — пятница, но в этот день он занимается с папой, дома специально для этого есть татами.
— По шахматам медалей пока нет, но по борьбе очень много. Я занимаюсь с пяти лет, — говорит мальчик.
Еще у Дамира есть свой канал на YouTube, его он ведет вместе с родителями — снимают популярный детский контент: пранки и челленджи. За два года на канал подписались уже больше 300 тысяч человек, за что первоклассник получил «серебряную кнопку». Следующая цель — миллион подписчиков и новый канал — про физику.
— Было бы очень круто создать научный канал. Мы хотели бы именно мультипликационный канал. Найти людей, которые нам помогут в этом. Даже не с созданием мультипликации, а с созданием контента. Чтобы это был канал для учеников, чтобы рассказывать именно в такой форме легкой, чтобы было все понятно, — делится Ольга.
Свое будущее Дамир видит в атомной физике — мечтает стать владельцем АЭС.
Несколько лет назад мы рассказывали о еще одном вундеркинде — Марке Вишне. В 2,5 года своим умением считать быстрее калькулятора он прославил Екатеринбург на шоу «Минута славы». Сейчас вместе с семьей он переехал жить в США.
— Когда Марку было два года, я поняла, что он не нужен России, «Минута славы» это доказала. Я не могла вам в России сказать причину нашего отъезда. А сейчас могу, — призналась Е1.RU мама вундеркинда Наталья Вишня. — Мы просто с мужем вывезли наших детей из России. Потому что талантливые дети не нужны в стране. Потому что образование — это кошмар.