Пока взрослая фантастика льет ностальгические слезы по ретрокомиксам и винтокрылой авиации, триллеры нагоняют зевоту, а хоррорыљ- приступы гомерического хохота, мало кто заметил, что детская анимация уже давно шествует в арт-авангарде шоу-бизнеса. К параду психоделических уродцев из покемонов, телепузиков и черепашек-ниндзя теперь присоединился Губка Бобљ- активно разговаривающая морская губка в картонных одноразовых штанцах, маленьком желтом галстучке и огромной мечтой стать менеджером в рыбном ресторане. Менеджером губка не стала, но до широкого экрана доросла в ленте "Губка Боб Квадратные штаны" (The SpongeBob SquarePants Movie).
С появлением сериала про Губку Боба, на самом-то деле, произошел давно назревавший возрастной прорыв детской субкультуры в мир захиревшей психоделической культуры взрослой. Если гиперпопулярность карманных монстров из Японии, или андроидов с телеком вместо пищеварительного тракта из ЕС еще можно было отнести к разряду необъяснимо массовых детских наваждений (увлекись ими взрослый, на него посмотрели бы как на сумасшедшего), то возрастной диапазон аудитории у американской Губки Боба простирается от четырех лет до бесконечности.
Стыд потеряли все: сопутствующий сериалу мерчандайзинг из плюшевой ерунды, детского нижнего белья и пластмассового ширпотреба сметается с магазинных полок в геометрически возрастающих количествах, и каждый четвертый покупатель, как утверждают серьезные господа из "Уолл стрит джорнал", относится к возрастной группе от 18 до 49 лет.
Изображения Губки появились даже на рукоятках кожаных плеток из секс-шопов, что не осталось незамеченным в определенных кругах, проявляющих к такой продукции традиционно высокий интерес. Христианские консерваторы и радетели за семейную мораль обвинили авторов чересчур популярного детского мультсериала в пропаганде гомосексуализма, что само по себе абсурдно уже настолько, насколько должно быть по-человечески понятно тех, кто знает толк в таких нюансах.
Губку Боба придумал американец Стивен Хилленбург, в прошлом ученый-океанолог и уже лет десять как штатный художник и режиссер на детском канале "Никелодеон" (те, у кого нет спутниковых тарелок, смотрят "губку" по "ТНТ"). Есть все основания полагать, что на создание анилинового аквариумного мирка "В поисках Немо" студию "Пиксар" сподвигли эксцентричные жители морского Дна Бикиниљ- места действия сериала Хилленбурга, первая часть которого вышла пять лет назад. Сходство, между прочим, удивительное, с единственной поправкой, что "В поисках Немо" похож на "Губку Боба" также, как реальный аквариум на видения аквариумиста, наглотавшегося сильных психотропов.
Сам Губка Боб, на минуточку, это такой маленький, резвый и гнусавоголосый параллелепипед с подвижной мимикой из двузубой улыбки, носа-закорючки и глазками от спившегося Микки Мауса, который живет в домике из ананаса и ездит на гамбургере по морскому дну.
Поначалу Хилленбург хотел даже ответить умельцам из "Пиксара" сюжетной пародией на их трехмерный плагиат, по аналогии с Немо отправив Губку Боба вызволять из рыболовного плена своего дружка Патрика (розовую морскую звезду, в дуэте с Бобом исполняющего роль тормознутого инфантила а-ля Батхед). Замысел мутировал, и пародия получилась двойнаяљ- на "Немо" и "Властелина колец": губка и морская звезда отправляются вызволять из ателье океанолога-таксидермиста главный атрибут власти над морскими обитателямиљ- корону Короля Нептуна, коварно похищенную мистером Планктоном, страдающей манией величия козявкой, замыслившей произвести революцию в Бикини с использованием психотронного оружия.
Кстати, вот вам еще один ответ успешному "Пиксару"љ- пресловутое 3D. "Губка Боб" сделан по старорежимному двумерно, однако третье измерение в нем тоже появляется, но не условное и на компьютере просчитанное, а самое реальноељ- в лице молодцеватого серфингиста Дэвида Хассельхофа, предоставившего свою накачанную и загорелую спину, чтобы доставить парочку обратно в Бикини с короной Короля Нептуна. На этой вот трехмерной волосатой спине начальника спасательной службы из популярного телесериала "Пляж" двумерные Губка Боб и Патрик дадут отпор монструозному и тоже двумерному киллеру, которого злокозненный Планктон выслал им вдогонку. Сцену уже сейчас можно писывать в золотой фонд мировой анимации.
Не надо быть хитроумным культурологом, чтобы понять, чем взял за душу "Губка Боб" западную и преимущественно англосаксонскую аудиторию в самом активном возрастном диапазоне от 18 до 49.
Детство детством, но Губка носит галстук и штаны, мечтает о карьере, подчиняется корпоративной этике, напивается с горя молочными коктейлями, мается с похмелья и отправляется за тридевять морей отвоевывать для напыщенного дурака атрибуты власти. Где-то в мире, конечно, уже сложилась достаточно мощная прослойка населения, которая устала быть взрослой и класть свою жизнь на такие глупости. Естественно, что охранители и прочие ревнители уже записали этих слабаков в разряд "гомиков".
В любом случае полмиллиарда долларов "Никелодеон" сделал как раз на них. Ждет ли "Губку" такой же ошеломительный взрослый успех в Россииљ- навряд ли. С иерархией ценностей здесь всё еще в порядке, знаете ли, и серьезных комсомольских демонстраций против режиссеров-извращенцев, растлевающих детей сомнительными мультиками перед российскими киноплексами не ждите. В отличие от Запада с его двойными стандартами, настоящую порнографию и настоящую высокую культуру в их диалектическом единстве и противоречии будут искать у нас на самом высоком уровнељ- в Большом театре, например, а в не в какой-то детской чепухе-дурилке с разборками морепродуктов.