E1
Погода

Сейчас-2°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода-2°

ясная погода, без осадков

ощущается как -7

4 м/c,

зап.

727мм 84%
Подробнее
2 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Реклама
Развлечения обзор На земле, в небесах и на море…

На земле, в небесах и на море…

Удивительное Подмосковье, или Где найти подводную лодку?

Этот некогда популярный слоган об отечественных Вооружённых Силах вполне применим к сегодняшним окрестностям Москвы: не удаляясь от столицы более чем на сотню километров, можно посмотреть замечательные коллекции образцов бронетанковой техники, авиации и даже подводную лодку.

Итак, в путь!

«Броня крепка, и танки наши быстры…»



Начать знакомство с боевыми машинами мы решили с Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники, принадлежащего Министерству обороны РФ. Выбор был не случаен: автор сих строк является офицером танковых войск, до выхода в запас успевшим обкатать «вживую» целую линейку основных танков СССР-России: две модификации Т-62, три модификации Т-72, две модификации Т-80 и только входивший тогда в моду Т-90.

Итак, утром 15 апреля 2009 г. мы направились на Белорусский вокзал, откуда электричка (билет 98 руб.) за полтора часа доставила нас на ЖД-станцию «Кубинка-1» города Кубинка Одинцовского района Московской обл.

Выйдя с территории вокзала, мы призадумались: музей был где-то неподалёку за городом, и ничто не мешало бы дойти пешком, но вот в каком направлении двигаться? Надписи на маршрутных «ГАЗелях» тоже не проясняли ситуацию. В итоге пришлось сторговать за 250 руб. «частника» (штатные таксисты нам как-то не попались). В результате наши предчувствия подтвердились: расстояние оказалось вполне досягаемым для пешехода. Зато мы узнали маршрут движения. Сначала от вокзала вверх по улице «Наро-Фоминское шоссе» до большого моста. Можно пройти по мосту и затем свернуть под него по дорожной развязке, но лучше, не заходя на мост, обойти его по дорожке слева, и дальше двигаться налево (в сторону Москвы) по Минскому шоссе, пока не появится отходящая направо от шоссе асфальтированная дорога, у которой установлен танк. Эта дорога, петляя по равнине, через полкилометра приведёт вас к музею.

Музей работает со среды по воскресенье, с 10 до 17 часов. Однако приезжать лучше с утра, во всяком случае — не позднее 14 часов: опыт показывает, что на обход всей экспозиции музея требуется не менее 2 — 2,5 часов. Неприятность может поджидать лишь в том случае, если в музей внезапно привезут какую-нибудь делегацию «суперVIP-гостей» — тогда обычным посетителям вход перекрывают; впрочем, такое бедствие случается нечасто.

Если вы не заслуженный шпион мировой закулисы, а всего-навсего любопытствующий гражданин с российским паспортом, то никаких особых заморочек с допуском на режимный военный объект (каковым считается музей) у вас не будет. Плати 100 рублей — и проходи. Фотосъёмка для российских граждан непрофессиональными фотоаппаратами бесплатна — при условии, что вы снимаете человека на фоне танка, и делаете не более 5 снимков на ангар. Впрочем, 5 снимков вы сделали, или 25, никто считать не будет — если вы не лезете к танку, чтобы снять крупным планом отдельные узлы и агрегаты (что считается профессиональной съёмкой и осуществляется за плату). Хотя условия для съёмки тоже не самые идеальные: в ангарах темновато, а солнце проникает через узкие окна и, бывает, сильно мешает фотографу.

Вообще же сотрудники музея достаточно лояльны к посетителям, если эти посетители ведут себя прилично (ибо безобразными выходками можно разозлить кого угодно). У входа вывешены правила поведения, написанные с изрядной долей юмора. В них встречаются, например такие строки: «не рекомендуется, влетев в павильон, изображать из себя стаю диких бандерлогов, повиснув на стволах танковых пушек и прыгая с башни на башню», «ваши попытки проникнуть (забраться, залезть, проскользнуть и т.д.) внутрь бронеобъекта моментально и по достоинству будут оценены смотрителями и, скорее всего, далеко не в вашу пользу», «при выходе из павильона не забывайте свои вещи — бутылки в стволах танков и самоходок», «ваш ребёнок (девушка, жена или другая женщина) рядом с машиной смотрится не менее эффектно, чем на ней, а лечение перелома или вывиха способно испортить любой праздник» и т.д.

На входе продаются различные сувениры и войсковые сухпайки (эксклюзив для тех, кто не был в армии). В процессе посещения музея, сохраняя входной билет, можно периодически выходить за ворота к палатке с чебуреками и пивом «У Петроса» (которую, кстати, содержит бывший первоклассный механик-водитель танков, и в его заведении регулярно проходят «офицерские собрания» отставников-танкистов). Чебуреки, надо воздать должное, весьма сочные и вкусные.

У входа вас встречает фонтан, бортик которого выложен танковыми гусеницами, экспозиция из нескольких танков на открытой стоянке и памятник танкистам, погибшим в сражении под Калугой. В композиции памятника подвешены гильзы от снарядов, которые, качаясь на ветру, издают печальный звон. Рядом с музеем находятся войсковые части и полигоны, где продолжается разработка и совершенствование новых видов бронетанковых вооружений и техники. Так что вам, при случае, вполне можно услышать с соседней директрисы звуки стрельбы из орудий.

Экспозиция музея расположилась в семи ангарах-павильонах: 4 посвящены бронетанковым машинам России, остальные 3 — экспонатам из других стран (США, Великобритания, Франция, Канада, Германия, Италия, Япония, Швеция, Венгрия, Польша, Чехословакия, Югославия, Китай). Вообще же танковые войска родились 15 сентября 1916 г., когда англичане впервые применили в бою машины «Mark-I». Чтобы обеспечить скрытность их доставки, они упаковали бронеобъекты в деревянные ящики с надписью «Tank» (бак, резервуар). Как ни парадоксально, это слово прижилось и распространилось по миру.

Всего в павильонах представлено около 300 образцов бронетанкового вооружения и техники — как серийных, так и уникальных конструкторских разработок. Гусеничные и колёсные бронеобъекты — танки, САУ, БМП, БМД, БРДМ, БТР, машины обеспечения — прижались вплотную друг у дружке (так что фотосъёмку чаще всего приходится производить только с фронтальной части).

Музейная экспозиция охватывает огромный исторический период: от 1-й мировой войны до начала 90-х годов. Очень широко представлены танки и бронетехника фашистской Германии, в том числе уникальные модели, выпущенные штучными экземплярами: сверхтяжёлый 188-тонный танк «Маус» («Мышь»), 600-мм самоходное орудие «Адам», экспериментальный противоминный трал (бронированная кабина на высоких колёсах с приделанными к ним тяжёлыми «башмаками»). Среди отечественных разработок тоже встречаются «изюминки» — например, танк на четырёх гусеницах, способных уменьшить его давление на грунт. Запомнились и многие другие экспонаты — например, «сферический танк» (шарообразная кабина с полусферическими «гусеницами» для перемещения на поле боя корректировщика огня). Или японский плавающий танк с навесными понтонами. Или танк, наведение орудия которого осуществлялось подъёмом корпуса на гусеницах. Или французская танкетка высотой чуть ли не по пояс человеку... Это не передать словами — это надо видеть самим.

Из «иных» объектов впечатлил общественный туалет: выполненный в карцерном «сталинском» стиле каземат из побеленного бетона с грубой цементной «шубой» на стенах и сурово зияющими «очками», он должен был повергать в трепет зарубежных шпионов, буде такие всё же просочатся на территорию музея…

На обратном пути мы, не торопясь, дошли до ЖД-вокзала пешком менее чем за час. Электрички, как выяснилось, ходят достаточно часто, так что долго ждать не пришлось…


«Первым делом — самолеты…»



Музей Военно-воздушных сил расположился в другой стороне Москвы — в посёлке Монино Щелковского района Московской обл. Туда мы отправились 26 мая 2009 г. электричкой (билет 84 руб.) с Ярославского вокзала. До ЖД-станции «Монино» также добирались немногим более часа.

Правда, на самой станции пришлось поплутать. Так и не найдя в хаотичном нагромождении домиков, павильонов и рынков собственно здание вокзала, мы по подземному тоннелю перебрались на другую сторону ЖД-путей, где виднелись жилые дома. И, пройдя мимо шлагбаума КПП, двинулись вглубь городка. Если в природном ландшафте Кубинки наблюдались открытые пространства, то улицы Монино были сплошь укрыты шатром из переплетающихся ветвей великолепных лиственных деревьев. Впрочем, и хвойные были очаровательны, придавая окрестностям шарм «берендеевского царства». И если в Кубинке порою слышится орудийная стрельба, то здесь над головой то и дело пролетают самолёты, и повсюду попадаются офицеры с синими погонами.

Идти от железной дороги оказалось не так близко; к тому же пришлось забрать влево, обходя забор воинской части. С подсказкой встреченного лётчика добрались-таки до музея. Он работает все дни, кроме среды и воскресенья, с 10 до 17 часов, в субботу — день укороченный. Само здание музея с кассами расположено слева от дороги, а открытые стоянки самолётов — справа (впрочем, они-то в первую очередь и бросаются в глаза, т.к. громады корпусов самолётов и вертолётов выступают над ограждением).

Стоимость билета точно не запомнил (кажется, тоже порядка 100 — 150 руб., за фотосъёмку взимается небольшая дополнительная плата). Шаг через ворота — и ты попадаешь на огромное поле, заполненное авиационной техникой. В музее собрано порядка 170 образцов самолётов, вертолётов и других летательных аппаратов. Некоторые из них даже принимают участие в съёмках кинофильмов.

В крытом ангаре — уникальные образцы: легендарный «Илья Муромец», первый цельнометаллический пассажирский АНТ-2, чкаловский АНТ-25РД (Рекорд Дальности), стратостаты, знаменитые машины военных лет И-16, Ил-2, У-2, Ла-7 (именно на этом самолёте летал сам Кожедуб), Як-9, Пе-2… На открытых площадках взгляд сразу притягивают гиганты: 57-метровый стратегический ракетоносец М-50, 67-метровый сверхзвуковой пассажирский Ту-144, исполинский вертолёт Ми-12 грузоподъёмностью свыше 40 тонн и с двумя поперечными винтами, стратегические бомбардировщики Ту-95 и 3М (переоборудованный как ТМ, такой самолёт перевёз на Байконур гигантский топливный бак для ракеты «Энергия»), а особенно — уникальнейший экспериментальный ударно-разведывательный самолёт Су-100 (он же Т-4). На нём остановимся подробнее.

Самолёт предназначался для уничтожения групп гигантских кораблей — ударных авианосцев противника, и для сверхдальней стратегической разведки. Самолёту длиной под 45 метров с размахом крыльев 22 метра и массой 114 тонн предстояло летать на огромные расстояния до 7500 км на высоте 24 км и с гигантской скоростью 3200 км/час. Поэтому для преодоления теплового барьера его корпус изготовили из сплава титана и стали. Впервые в мире на «сотке» была применена система полного электродистанционного управления — 3-х канальная с 4-х кратным резервированием. Пилоты вели самолёт «вслепую», только по показаниям приборов: лишь во время взлёта и посадки носовой обтекатель опускался, открывая фонарь кабины и предоставляя пилоту возможность видеть небо и землю. Конструкторские идеи и авионика, применённые для создания «сотки», спустя четыре десятилетия по-прежнему актуальны и эффективно используются для новых типов самолётов.

С 1972 по 1975 годы было выпущено всего 3 «сотки», а в небо вообще поднималась лишь одна из них, да и та совершила всего 10 экспериментальных полётов. Затем инновационный самолёт, намного опередивший своё время, был неожиданно отправлен в отставку, и дальнейшие работы над ним прекращены. Причина не обнародована до сих пор, но, скорее всего, советская промышленность тех лет оказалась не готова к серийному производству таких «продвинутых» самолётов. Единственная немного полетавшая «сотка», грустно опустив носовой обтекатель, дремлет на вечной стоянке в музее ВВС. Её судьба печальна, и, увы, завершена…

Чего только ни встретишь на лётном поле музея! Целые плеяды истребителей разных лет, бомбардировщики, ракетоносцы, штурмовики, дозвуковые, сверхзвуковые, винтовые, реактивные, вертикального взлёта, самолёты-амфибии… Выделяется необычный самолёт, на котором испытывали тепловую защиту для будущего космического челнока «Буран».

Представлены также пассажирские и транспортные самолёты. Кстати, некоторые из них преобразовались из боевых «собратьев»: например, пассажирский Ту-104 сделан на основе бомбардировщика Ту-16, а прообразом для Ту-114, кстати, послужил стратегический ракетоносец Ту-95. А вот пассажирский Ан-10, наоборот, стал прообразом для десантного Ан-12. Конечно же, впечатляюще выглядит и военно-транспортный Ан-22 «Антей» — дедушка самых мощных ныне самолётов Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрия» (эти два гиганта в музее не представлены).

На отдельной площадке разместилось семейство вертолётов. Здесь выделяются тяжёлый десантно-транспортный Ми-6, способный перевозить 61 солдата со штатным вооружением, и его противопожарный аналог Ми-6ПЖ, и знаменитый Ми-10 на высоких стойках с грузовой платформой, способной вместить целый автобус, и двухвинтовой десантно-транспортный Як-24, и семейство «крокодилов» Ми-24, и противолодочный Ка-25…

Бродить между огромными самолётами можно до бесконечности, но пора возвращаться. На сей раз мы решили свернуть не налево — по долгому пути к электричке, а направо — в сторону Горьковского шоссе. Отрезок пути оказался гораздо короче, а через остановку «Монино» проходит большое количество автобусов и «ГАЗелей». И хотя на подступах к Москве нас задержали большие «пробки», до станции метро «Новогиреево» мы добрались относительно быстро.

«Когда усталая подводка из глубины идет домой…»



Москва — вообще-то город сухопутный. Тем более удивительно было узнать, что прямо в черте города обосновалась… 90-метровая дизельная подводная лодка Б-396 «Новосибирский комсомолец». Разместилась она на Химкинском водохранилище, напротив Северного речного вокзала столицы. Построенная в Нижнем Новгороде и сошедшая по Волге в Чёрное море, подлодка попала затем на Северный флот. Где в течение 20 лет (с 1980 по 2000 гг.) несла боевую вахту в Северном Ледовитом и Атлантическом океанах. После чего в 2003г. на заводе Северодвинска была переоборудована в музей и отправлена в Москву. 25 июня 2009 г. я отправился на эту подлодку.


Добраться до музея можно за 10 минут пешком от метро «Сходненская» по Химкинскому бульвару до парка «Северное Тушино». Продолжая двигаться прямо, вскоре обнаруживаешь за деревьями выступающие части боевых кораблей. У Музея ВМФ на Химкинском водохранилище далеко идущие планы. Сейчас завершается сооружение 2-й очереди музея: на вечную стоянку у причала встали большой десантный катер на воздушной подушке и легендарный экраноплан — даже по мировым меркам уникальная машина, не то «подпрыгнувший в воздух» катер, не то очень низко летящий самолёт, способный развивать бешеную скорость, почти касаясь верхушек волн.

Но пускают пока только на подлодку. Чтобы добраться до неё, нужно от экраноплана двигаться по дорожке влево, вдоль металлического забора, до двери. В часы работы музея большая часть времени отведена организованным группам, поэтому туристам-одиночкам приходится либо примыкать к одной из таких групп, либо дожидаться редкой «сборной». Состав группы — не более 13 человек, и на борт лодки они могут подняться только в сопровождении экскурсовода. Входной билет 180 руб., за фотосъёмку берут ещё 100 руб.

Через вырезанный в борту лодки проём посетители попадают в носовой, торпедный отсек. Несмотря на то, что половина оборудования подлодки удалена для удобства прохода экскурсантов, сразу становится ясно, что на дизельной лодке царит удивительная теснота. Трудно представить, как здесь могли разместиться 78 человек экипажа. В том же торпедном отсеке, кстати, располагалась часть спальных мест матросов (ныне снятых, чтобы можно было пройти посетителям). Здесь же видны и длинные зелёные торпеды на ложементах, и наклонный загрузочный люк, и 6 торпедных аппаратов, и водолазные костюмы, в которых экипаж при необходимости мог покинуть корабль. В торпедный аппарат помещалось до 4 человек, а перед собой они выталкивали буй-пробку с привязанным фалом, нащупывая узлы которого, люди должны были делать остановки при подъёме, чтобы не заболеть кессонной болезнью. Поскольку лодка могла погружаться до 300 метров, а на такой глубине костюмы уже непригодны, то в торпедном отсеке расположен и специальный люк, к которому может пристыковаться снаружи глубоководный спасательный аппарат.

Экскурсанты двигаются от носа до кормы корабля по верхней палубе, проходя 7 отсеков через специально вырезанные в переборках двери. Впрочем, оставлены и круглые люки, которыми пользовался экипаж: для него ширина прохода составляла всего лишь около полуметра. (Через один из люков, кстати, экскурсантам разрешается пробраться самим, чтобы почувствовать реальность передвижения моряков по кораблю). Видны капитанская каюта и аналогичные по размеру двухместные офицерские каюты (величиной с половину железнодорожного купе). Центральный пост, с которого осуществлялось управление лодкой. Рабочие места командиров боевых частей лодки. Дизельный, аккумуляторные, электромоторные отсеки…

По пути экскурсовод рассказывает любопытные подробности из быта подводников. Так, в гальюне (туалете) удаление отходов осуществляется не водой, а сжатым воздухом, и содержимое периодически сбрасывается за борт. Раз в неделю весь экипаж принимает душ морской забортной водой (даже разработано специальное мыло, которое способно мылиться в солёной воде). Нижнее бельё никто не стирает: после душа экипажу выдаётся чистое, а использованное просто выбрасывается за борт (сделанное из тонкой х/б ткани, оно через несколько месяцев разлагается в морской воде). По кораблю подводники ходят в специальных кожаных тапочках: температура в отсеках держится на уровне 30 градусов, и в дизельном порою доходит и до 60.

Кстати, три дизеля применяются только для движения лодки в надводном положении. Под водой используются электромоторы с мощными аккумуляторными батареями. Запасы воздуха, так же, как и топлива, размещены между двумя корпусами лодки — прочным (внутренним) и лёгким (наружным, обрезиненным). В отсеках имеются и химические регенеративные установки, очищающие уже использованный воздух. Но, поскольку проблема с кислородом всё же имеет место, для поддержания в крови достаточного уровня гемоглобина подводникам ежедневно выдают шоколад и красное столовое вино.

Атомная лодка, в отличие от дизельной, имеет существенно больший уровень комфорта. Благодаря тому, что ядерный реактор служит довольно мощным источником энергии, там и помещения просторнее, и кислород можно получать из воды методом электролиза. Но дизельные лодки по-прежнему составляют значительную долю подводного флота.

В ходе экскурсии демонстрируется фильм, отображающий применение лодки в бою. А затем экскурсанты через кормовой жилой отсек, также через специально сделанный проём в борту, покидают лодку.

Послесловие



Вооружения и технику, чаще всего времён 2-й мировой войны, можно увидеть нынче во многих городах. Автору этих строк доводилось созерцать весьма приличные экспозиции в кремле Нижнего Новгорода, в парке района Танкограда в Челябинске, на аллее в Тамбове, возле Окружного Дома офицеров и во дворах нескольких воинских частей в Екатеринбурге… Да и в самой Москве подобных экспозиций немало: и во дворе Центрального Музея Вооружённых Сил, и в окрестностях Поклонной горы (танковые, автомобильные, железнодорожные войска, артиллерия, авиация, флот…).

Но специализированные музеи в Кубинке (бронетанковые войска), в Монино (ВВС) и на Химкинском водохранилище (ВМФ) выделяются особо, потому что, помимо широко распространённых, содержат и немало уникальных образцов, а также демонстрируют различные этапы развития вооружений и боевой техники. Для тех, кто хотя бы редкими наездами бывает в Москве, поочерёдно посетить эти музеи, как выяснилось, вполне возможно — было бы желание.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления