Илья Марков, директор екатеринбургского городского Дома музыки
Об уральских продюсерах и шоу-бизнесе в России
Вокруг нас
Меня, как руководителя муниципального учреждения культуры, да и вообще как добропорядочного гражданина возмутила ситуация, связанная с гастролями известнейшего театра "Балет Евгения Панфилова" в МУК МТБ "Щелкунчик".
Современный концертный рынок Екатеринбурга все активнее насыщается мероприятиями: спектакли, концерты, гастроли. Это, на первый взгляд, увлекательный и прибыльный бизнес. Кажется, что нет ничего сложного: договорился с коллективом, выбрал подходящую площадку, продал билеты и все, успех и материальное благополучие.
В реальности, конечно, все гораздо сложнее. Грамотная, точная стратегия рекламной кампании, ценовая политика, дата мероприятия... В общем, огромное количество слагаемых финансово привлекательного проекта.
В сложившейся ситуации появляется много желающих, что называется, "срубить быстро и много". Жаль, что этим людям, как правило, наплевать на культурную составляющую этого бизнеса. Они не понимают, что играют с чувствами людей, их вкусами и пристрастиями.
Конфликт, я уверен, будет разрешен, но неприятный осадок у людей останется, и впредь горожане с опаской будут относиться к великолепному театру "Балет Евгения Панфилова", чего очень бы не хотелось. А вина в этой ситуации полностью лежит на организаторах гастролей.
В связи с этим хочется обратиться ко всем коллегам, занимающимся этим действительно увлекательным бизнесом. Давайте делать наше благое дело, цель которого не только в получении материальной выгоды, но и в сохранении культурного наследия нашей страны и в воспитании поколения next!
В моей жизни
В моей жизненно важной книжке - трудовой - написано "Директор концертного объединения". При знакомстве с новыми людьми или встрече со старыми приятелями, которые спрашивают меня, чем я занимаюсь, частенько нахожусь в неком замешательстве, что им ответить.
Разумеется, при ответе "я директор концертного объединения" на их лицах возникает напряженно умное выражение, свидетельствующее о том, что они за меня скорее рады чем нет и не более того...
Есть и другой вариант. Я говорю волшебные слова: "я продюсер или занимаюсь шоу-бизнесом" и лица собеседников расплываются в доброжелательной улыбке, а их мысли бегут в сторону ярких и непременно прибыльных концертов звезд и полных залов благодарных слушателей.
Перефразируя "наше все", хочется спросить: "Чего ж такого в этих звуках для сердца русского слилось?" Одно из самых распространенных определений звучит так: "продюсер" (от англ. producer - производитель)љ- человек в культурной индустрии, который регулирует финансовые, административные, технологические или юридические аспекты, а также определяет репертуарную политику при выполнении какого-либо проекта в сфере культуры.
На фото: детско-юношеский эстрадно-симфонический оркестр в зале Маклецкого
Лично мне бы очень хотелось, чтобы при слове "продюсер" возникала еще одна ассоциация. Это человек, ответственный за уровень культуры в целом. В Екатеринбурге работают профессионалы - я в этом уверен - задача которых и в сохранении культурного наследия.
Мои опасения за культуру связаны с тем, что в XXI веке шоу-бизнес решительно потеснил более элитарные виды искусства. Создалась ситуация, когда даже "высокое" искусство вынуждено использовать опыт шоу-бизнеса. Вряд ли какое-либо явление культуры, художественное событие, произведение искусства и т.д. будет замечено общественностью и получит признание, если оно не обретет форму шоу. По мнению многих деятелей от искусства, успешно действующих в рамках этой системы, рыночные отношения - это единственный способ "спасти" культуру.
Так давайте делать шоу - шоу в красивом и высоком смысле этого слова, давайте воспитывать вкус наших детей, давайте продолжать традиции великих художников, живших в нашей стране, давайте продвигать нашу собственную богатейшую культуру!
Мы в своем концертном объединении стараемся это делать. Наши прославленные коллективы - "Камерный оркестр B-A-C-H" и хор "Доместик" - постоянно ищут новые формы концертной деятельности при неизменно высоком качестве исполнительского мастерства.
Конечно, мы прекрасно отдаем себе отчет, что в резком уклоне культуры в сторону жестокого рынка и дикой конкуренции возникает потребность использовать все современные технологии продаж. И все же мы не забываем о качестве нашего культурного продукта - важнейшей составляющей не только успеха проекта, но и развития родной культуры.