Тот самый Ил-76, о котором идет речь в фильме «Кандагар», числится в уральской авиакомпании. Прототип одного из главных героев российского блокбастера, командир экипажа Владимир Шарпатов, смог увидеть свой самолет. Ил и сейчас работает на грузовых перевозках. Так что встречу организовывали в перерыве между рейсами.
Историю экипажа самолета Ил с бортовым номером 76842, попавшего в плен к талибам в Кандагаре, сегодня знают миллионы зрителей. Владимир Ильич Шарпатов был командиром захваченного судна. Теперь, спустя 15 лет, вспоминает: неладное предчувствовал, передают «Вести-Урал».
«Буквально за несколько дней до захвата я стихи в воздухе написал, они заканчивались: "К испытаниям готовы, и надежен самолет"», — вспоминает он.
Испытания начались 3 августа 1995-го. Самолет вез патроны из Албании в Афганистан, когда внезапно истребитель приказал Илу совершить посадку в Кандагаре. В плену у талибов экипаж провел 378 дней. Жили в заброшенном доме, спали прямо на полу. Бежать удалось чудом.
«Опросили всех членов экипажа, знали, что судить будут судом шариата, а это верная смерть. Мы решили, раз оказались вместе на аэродроме, будем взлетать в любом случае, перебьют, так перебьют, терять уже нечего, согласие дали все», — рассказал командир захваченного Ил-76.
Самолет словно вошел с экипажем в сговор: лопнуло колесо. Его замена и стала предлогом для визита русских на борт. Командир улучил момент, когда охранники ушли на молитву, самолет тотчас подняли в воздух, а вскоре обезоружили и охрану. Теперь, в кабине родного Ила, Владимир Ильич мечтает только об одном — снова полететь.
Сразу после плена 842-й продолжил грузовые рейсы, а в 2004-м самолет выкупила уральская авиакомпания: здесь знали его историю, но Ил покупали не как легенду, а как рабочую лошадку. Сейчас судно проводит ежемесячно по 100 часов в воздухе, недавно на нем доставляли гуманитарную помощь на Гаити.
«Используется в горных условиях, где слабая навигация и инфраструктура. У каждого самолета своя история», — рассказал председатель совета директоров авиакомпании Валерий Савельев.
После талибского плена самолет модернизировали, но Владимир Ильич до сих пор с надеждой ощупывает обшивку: где-то здесь он спрятал старый фотоальбом. Но найти его не смог.
Летчик Шарпатов уже на пенсии, встреча с самолетом стала лучшим подарком на предстоящий юбилей — в марте Владимир Ильич отметит 70-летие.
љ
Фото предоставлено авикомпанией «Авиакон Цитотранс»