Город Городские окраины репортаж Городские окраины: гуляем по «уральскому черкизону» и вспоминаем взрыв на железной дороге

Городские окраины: гуляем по «уральскому черкизону» и вспоминаем взрыв на железной дороге

Корреспондент E1.RU побывал на Сортировке.

Мы продолжаем серию материалов «Городские окраины»

Мы продолжаем серию материалов «Городские окраины». В этот раз расскажем вам немного о микрорайоне Сортировка, появившемся около 80 лет назад. С юго-запада он омывается водами Верх-Исетского пруда. Границы проходят по улицам Ангарская — на северо-западе, Автомагистральная — на севере и востоке. Южная граница Сортировки проходит по Транссибирской магистрали.

По ночам здесь слышно, как переговариваются диспетчеры, как скрипят колёса поездов и как скатываются вагоны с горки. Эхом окутана вся округа в часы, когда обычные жители спят. Не смыкают глаз только машинисты.

Железной дороге микрорайон Сортировка обязан своим рождением. В 30-х годах, когда здесь открыли станцию Свердловск-Сортировочная, в лесу, на месте посёлка Красная звезда появились деревянные домики барачного типа, в которых жили железнодорожники. А в 1950–1960-е годы возникли жилые кварталы из 5-этажных домов. Сортировка развивалась быстро, к началу 70-х годов население составляло уже 114 тысяч человек. Строились школы, магазины, почта, появились первые 9- и 11-этажные дома.

Тогда на Сортировке существовала всего одна центральная улица — Техническая. По ней можно было выехать из района. Там, где дорога заканчивалась — начинался лес. И только трамвайное кольцо выходило за пределы жилого массива. По путям следовал деревянный вагончик тринадцатого маршрута.

В 1970 году на улице Технической появился фонтан, а вокруг него уютный скверик с цветочными клумбами и скамейками. И всё это на площадке перед новым бытовым комбинатом. Жители приходили любоваться интерьерами парикмахерской и пункта проката.

Но в октябре 1988 года произошло событие, которое перевернуло жизнь всего микрорайона. Железнодорожный состав, перевозивший взрывчатые вещества — 46,8 тонн тротила, 40 тонн гексогена, — покатился под уклон и врезался в стоящий на путях товарный поезд с углём. Случился взрыв.

— Такое не забывается. Мне утром надо было на работу. Я встал часов в 6, но потом решил ещё немного полежать, — рассказывает житель Сортировки, в прошлом машинист, Юрий Иванович. — Только лёг в кровать, как слышу: «бабах!». Дом стал качаться с затухающей амплитудой. Я к окошку — смотрю, за бугром чёрное облако грибовидной формы, как после атомного взрыва. Попытался вспомнить, что в той стороне, и в голову пришла электростанция на Большом Конном. На железную дорогу даже не подумал.

«Смотрю, за бугром чёрное облако грибовидной формы, как после атомного взрыва»

Территорию микрорайона сразу же оцепили военные. Сквозное пассажирское движение было восстановлено через 4 часа.

— Я на работу выехал, а заехать обратно не мог. Долго не пропускали, пришлось несколько раз показывать прописку в паспорте, — вспоминает Юрий Иванович.

Последствия взрыва поражали. От деревянного дома, в котором находился пункт милиции, не осталось и следа. Во многих пятиэтажках обвалились стены, повсюду валялись стёкла и оконные рамы. Колесные пары находили в нескольких километрах от места взрыва, во дворах жилых домов. Автосцепка улетела к пруду, а она сама весит 95 килограммов! В эпицентре взрыва осталась воронка диаметром 40 метров, глубиной 8 метров. Стёкла ударной волной выбило даже в Центральном гастрономе, «Океане» и в здании Музкомедии.

Последствия взрыва поражали

По официальным данным, в результате взрыва погибли 4 человека и были ранены около 500 человек. Большое число семей, проживавших в прилегающих районах частной застройки, остались без крова.

Некоторые объекты, превратившиеся в руины после взрыва, до сих пор не восстановлены. О событии того времени напоминало здание Дома культуры Железнодорожников. Но в 2011 году дворец снесли, а на его месте сейчас строят резервный центр обработки данных РЖД.

Во многих домах обвалились стены, повсюду валялись стёкла и оконные рамы

Но жизнь не остановить. После взрыва люди взялись возрождать Сортировку. Началась активная застройка, улица Надеждинская разделила микрорайон на две абсолютно разные части — Старую и Новую Сортировку. Появились промышленные предприятия, клубы, творческие кружки, развивалась транспортная инфраструктура.

Сейчас на Сортировке есть детская профильная больница N 9, несколько поликлиник, рыбный комбинат, железнодорожный техникум, школы, детские сады, библиотеки, парки, трамвайное депо, торговые центры.

Оправившись после взрыва, люди взялись возрождать Сортировку

Знают о Сортировке не понаслышке благодаря «уральскому черкизону», самому крупному вещевому рынку за пределами Москвы — «Таганскому ряду», который в 1980-е годы располагался в посёлке Шувакиш и назывался попросту «Тучей». Толкучка, она же «Туча», на Шувакише в 80-е годы была известна далеко за пределами Свердловска. Сюда из Питера даже приезжали. Ведь только здесь можно было купить джинсы, сигаретки из США и пластинки западных групп.

Толкучка, она же «Туча», на Шувакише в 80-е годы была известна далеко за пределами Свердловска

С «Таганского ряда» мы начинаем экскурсию по району. Многие жители после создания рынка жалуются на большое скопление иностранцев на Сортировке. Приезжие из Ближнего зарубежья селятся на соседних улицах, а рядом с «таганчиком» несколько лет назад специально построили китайские общежития. Когда мы решаем их поснимать, нас вежливо попросят убрать камеру, заявляя, что это место «особое» и фотографировать тут можно только с разрешения руководства.

Многие жители после создания рынка жалуются на большое скопление иностранцев на Сортировке

От «Таганского ряда» вглубь Старой Сортировки можно уехать по улице Строителей — первой улице в микрорайоне. Она ведёт к пешеходному мосту через пути, длина которого — около 800 метров. С моста открывается замечательный вид на Свердловскую железную дорогу, являющуюся одной из крупнейших дорог в России. Здесь же в хорошую погоду по вечерам собираются местные жители, чтобы полюбоваться на алые закаты и послушать, как стучат колёса о рельсы и гудят поезда.

Под мостом на территории станции располагается Екатеринбургский музей железнодорожного транспорта. За резной чугунной оградой стоят электровозы, старинные вагоны, тепловозы, которые можно потрогать и рассмотреть со всех сторон. Тут есть даже первый советский пассажирский электровоз, построенный в 1934 году. Ездил со скоростью до 127км/ч, пока в 1961 году его не списали. Самым ловким удаётся забраться в музейные экспонаты через щели между вагонами или через люки в крышах. Внутри многолетняя пыль, металлические пластины, разрушенные печи, деревянные стулья и проржавевшие стены.

Длина пешеходного моста через железнодорожные пути — около 800 метров

Мост не спеша можно пройти минут за 10–15. Осиливший дорогу оказывается на берегу Верх-Исетского пруда. Купаться в водоёме, конечно, нельзя. Да и пляж настолько грязный, что даже находиться там неприятно. Другое дело — лодочная станция, но туда просто так не пройти — пускают только по приглашениям владельцев домиков.

Если двигаться вверх по улице Строителей, можно добраться до заброшенного депо, где часто играют в «Дозор» — ночную стратегию, включающую в себя соревнование по городскому ориентированию. Неподалёку — рыбный комбинат, хладокомбинат, завод Coсa-Cola, кладбище и лыжная база со спортивными секциями.

Под мостом на территории станции располагается Екатеринбургский музей железнодорожного транспорта

На окраине Сортировки есть посёлок «Семь ключей». Здесь из-под земли бьют родники. Они, если верить рассказам старожилов, и дали название посёлку. Когда то на этой территории была кристально-чистая вода. Родники облагородили, и водой стали пользоваться сначала жители близлежащих домов, а потом и рядом находящихся районов.

На Сортировке несколько парков. Первый, расположенный рядом с трамвайным кольцом, — Дружининский. Он «славится» историями о ворах, маньяках, насильниках, орудующих в лесопарке. Но местные жители страха не знают и гуляют здесь с утра до вечера. Ещё один парк расположен на территории стадиона «Локомотив». Недавно здесь соорудили несколько аттракционов. На территории Новой Сортировки, рядом с «Таганским рядом», вот уже много лет существует парк Победы (или Сагайдак-парк). Там по вечерам на сцене выступают музыканты, горожане катаются на колесе обозрения и разглядывают птиц, белок, ёжиков и кроликов, обитающих в вольерах.

Развлечений на Сортировке немного

Район сейчас активно застраивается, а жильё считается одним из самых дешёвых. Правда, развлечений мало. Кроме того, многие жалуются на грязь, мусор и большое количество бездомных на улицах. Сортировку, наряду с Уралмашем и Вторчерметом, называют криминальным районом. И правда, как вспоминают люди, раньше о спокойной жизни можно было только мечтать.

— Ходили стенка на стенку, «держали» свои территории, воровали, стреляли... Но, поймите, это было не только на Сортировке. Любая окраина славится своими гопниками. Потому что дорога на окраину — это дорога в один конец. Спальные районы развиваются медленнее, чем центр. И не каждый готов уезжать далеко от «цивилизации», — говорит Юрий Иванович.

Район, наряду с Уралмашем и Вторчерметом, называют родиной гопников

До микрорайона ходят маршрутные такси и автобусы — 6, 13, 035, 024, 014, 021, 08, 43, 57, 61, 73, трамваи — 7, 10, 13, 24, 19, 23. Уже долгое время планируется пуск троллейбусов по улице Таватуйская. Также по границе Сортировки проходит маршрут городской электрички Екатеринбург-Сортировочный — Керамик — Сысерть. Без пробок на машине до центра можно добраться минут за 15.

Фото: Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU; 1723.ru; администрация Железнодорожного района.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
9
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Не люблю нытиков»: вахтовик с зарплатой 300 тысяч ответил тем, кто жалуется на свой доход
Анонимное мнение
Мнение
«Шесть бед — один полпред». Почему тянут с назначением Жоги в Екатеринбург и другие главные сюжеты недели
Даниил Румянцев
Корреспондент E1.RU
Мнение
«Достаточно вправить мозги самым буйным персонажам». Главред E1.RU — о нашествии квадроберов
Александр Ашбель
Главный редактор E1.RU
Мнение
Бесплатные горячие источники, но дорогая коммуналка: путешественник — о жизни в нетуристической Болгарии
Борислав Башлиев
Переехал из Тюмени в Болгарию
Мнение
Палка для битья крапивы, ракоходы и даже шишки: топ придурочных товаров с Wildberries
Любовь Никитина
Рекомендуем
Знакомства
Объявления