Продукты с истекающим сроком годности должны продаваться с хорошей скидкой, а не утилизироваться, как это делается сейчас. Изменения нынешнего порядка намерены добиться в Союзе потребителей России. Дело за малым: убедить торговых гигантов в том, что им это выгодно, пишет "Российская газета".
В союзе предлагают торговым сетям продавать часть товаров, срок годности которых подходит к концу, с существенными скидками. Возможно, через специальные благотворительные организации, которые смогли бы оперативно передавать эти продукты малоимущим гражданам. С таким предложением выступил глава союза Пётр Шелищ.
"Ещё год назад торговые сети в один голос говорили, что для них это не актуально. Честно говоря, не знаю, изменилась ли теперь ситуация для них. Но то, что сейчас всё острее встает вопрос бедности, – это факт. Всё больше людей нуждаются в дешёвых продуктах питания", – пояснил изданию Пётр Шелищ.
Сейчас в России действуют правила утилизации продуктов питания для всех организаций, которые с ними работают. Их изымают компании, имеющие лицензии на работу с этим типом отходов, и уничтожают на специальных полигонах или в печах. По словам Петра Шелища, у российских торговых сетей объёмы утиля получаются внушительными, правда, сами компании не делятся своей статистикой на этот счёт.
Эксперт поясняет, что сейчас компании платят деньги за то, чтобы просроченные продукты утилизировались, а можно было бы сэкономить, если отдавать часть продукции до того, как она испортится, по низким ценам специальным организациям или отдельным группам граждан.
В Европе подобная система уже действует, отмечают в союзе. Например, в Германии продукты с подходящим к концу сроком годности продаются в 900 пунктах по всей стране по 1-2 евро. Чтобы их купить, нужно предъявить удостоверение малоимущего или безработного. А во Франции не так давно приняли закон, которым магазинам запретили утилизировать продукты.
Председатель правления Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов отмечает, что давать скидки на продукты с истекающим сроком годности – и так обычная практика магазинов. И если реализовывать их через какие-то специальные программы, то проще не создавать новую инфраструктуру, а делать это через сами магазины, куда покупатели и так привыкли ходить.
Напомним, что в Екатеринбурге есть несколько стихийных рынков, где торгуют товарами "второй" или даже "третьей" свежести. Мы в конце января заглянули, наверное, на самый известный в городе рынок просрочки неподалёку от трамвайной остановки "Пионерская". И выяснили, почему продавцов неликвидных продуктов никто не гоняет.
Как вы относитесь к такой инициативе?