Следователи, прокуратура и Росавиация продолжают заниматься расследованеим ночного ЧП с Boeing 767 в Кольцово. В установлении причин, по которым экипаж был вынужден прекратить разгон и применить экстренное торможение, должны помочь расшифровки бортовых самописцев. Рассказать, что могло произойти с самолётом, мы попросили пилота, который летает тоже на Boeing. Иван в свою очередь попросил нас не называть его фамилию и компанию, в которой работает.
– Что, по-вашему, могло стать причиной ЧП с самолётом в Кольцово?
– Всё что угодно. Boing 767 – суперсамолёт, подготовленный на все случаи жизни. Скорее всего, был отказ двигателя. При отказе двигателя и скорости выше 80 узлов надо было взлетать, кружить, вырабатывать топливо и садиться на одном двигателе. Если же скорость ниже, то допустимо выполнить процедуру прерванного взлета: газ убирается на ноль, открываются автоматически спойлеры на крыльях, и самолёт максимально быстро пытается остановить себя.
– У следователей сейчас действительно основная версия ЧП – отказ двигателя. А что могло стать причиной этого?
– Птица, заклинивание двигателя, нарушение работы какой-то части двигателя. Двигатель – это сложная вещь, в нём очень много контуров. Может быть, подшипник заклинило.
– Почему произошёл выкат за пределы полосы?
– Надо смотреть по погоде, в каком состоянии была полоса, каким был коэффициент сцепления на полосе в этот момент, был ли отказ гидросистемы. Без показаний чёрных ящиков это всё гадание на кофейной гуще. Их в любом случае анализируют, даже после каждого перелёта, который выполнен штатно, их всё равно отправляют на расшифровку.
– Что могло произойти, если бы двигатель отказал, когда самолёт взлетел?
– Ничего страшного бы не произошло. Он вполне смог бы покружить и приземлиться обратно. Никакого ЧП. Отказ двигателя – это не суперстрашная вещь. У самолёта два и больше двигателей. Это, конечно, не рядовое происшествие, но это не суперстрашно. Самолёт может лететь, и это контролируемо.
– Почему неполадку не выявили во время подготовки борта?
– Если самолёт только прилетел, его досматривают – смотрят, все ли заклёпки по швам есть, нет ли разрушения лопаток двигателя, заглядывают в колёсные арки – нет ли подтёков масла. Это общий досмотр самолёта. Когда он более суток стоит, то там уже лазят детально, получают расшифровки с бортового компьютера, проводят диагностику.
– Как оцениваете действия экипажа?
– Любое решение, принятое капитаном воздушного судна для безопасности пассажиров, правильное. Я не сомневаюсь, что решение было верное.
Напомним, за ситуацией в аэропорту Екатеринбурга Е1.RU следил в режиме онлайн. Как рассказывали пассажиры, во время взлёта лайнера они услышали два сильных хлопка. Это произошло в тот момент, когда самолёт уже собирался оторваться от земли. Из-за случившегося командир воздушного судна экстренно прервал взлёт, в результате чего воздушное судно выкатилось за пределы полосы. Пассажиров авиакомпании Azur Air эвакуировали через хвост лайнера. На время аэропорт Кольцово не принимал и не выпускал самолёты.
Свердловская транспортная прокуратура организовала проверку после ЧП в Кольцово. Ведомство проверит, как лайнер готовили к вылету.
Инфографика: Пётр ГИНДИН / E1.RU