Город Места_Екб Кладбища с историей Репортаж Кладбища с историей: за что цыганам на Урале ставят огромные памятники

Кладбища с историей: за что цыганам на Урале ставят огромные памятники

Глава общины Ян Сокол — о стереотипах и погребальных традициях ромского народа

Цыгане начали селиться в Екатеринбурге в конце 1950-х. На городских кладбищах обычно есть целые участки с их захоронениями | www.e1.ruЦыгане начали селиться в Екатеринбурге в конце 1950-х. На городских кладбищах обычно есть целые участки с их захоронениями | www.e1.ru
Цыгане начали селиться в Екатеринбурге в конце 1950-х. На городских кладбищах обычно есть целые участки с их захоронениями

Цыганские участки на кладбищах Екатеринбурга невольно приковывают взгляды. Монументы с изображениями во весь рост выглядят несколько необычно на фоне рядовых надгробий. Одно из самых примечательных мест с цыганскими захоронениями находится на Широкореченском кладбище. Здесь же похоронены герои Великой Отечественной войны, актеры, политики и бандиты из 90-х. Об их надгробиях мы рассказывали отдельно.

В новой серии проекта «Кладбище с историей» вспоминаем, как цыганский народ пришел в Екатеринбург, выясняем, почему у многих такие шикарные надгробия и как цыгане пытаются уйти от стереотипов.

Цыгане начали селиться в Екатеринбурге в конце 1950-х годов — после постановления Совета министров РСФСР № 658 «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством», выпущенного в 1956 году. Ромскому народу, как они сами предпочитают себя называть, начали выдавать паспорта, искать работу, выделяли землю, давали места в школах.

— Я ходил в школу, когда начали появляться цыганские поселки, это был конец 50-х, — вспоминает бывший главный архитектор Екатеринбурга Михаил Вяткин. — Им отводили участки, они строили дома. Очень интересно: пока строили, жили чуть ли не во дворах в палатках. Их активно внедряли в школы. Я на ВИЗе учился, там был интернат, его практически полностью отдали цыганам. В мою школу их тоже внедряли, но они не прижились, буквально через год не стало никого в школе. В 41-й я учился. Видимо, это было не для них.

Глава Цыганской общины в Екатеринбурге Ян СоколГлава Цыганской общины в Екатеринбурге Ян Сокол
Глава Цыганской общины в Екатеринбурге Ян Сокол

Позднее, в 90-е, когда Михаил Вяткин стал главным архитектором Екатеринбурга, пошла новая волна цыган. По его словам, они стали богаче.

— Они стали строить свои каменные дома, деревянные сносили. Своеобразная архитектура. Тогда это особо не курировалось, — говорит Михаил Вяткин. — Эти дома не приспособлены для жизни. Если зайдешь в такой дом постройки конца 90-х — начала 2000-х, это, как правило, большая лестница, по бокам марши — и все. Полдома занимает эта парадная лестница.

Легальность строек и на ВИЗе, и на Юго-Западе проверяли.

— Цыгане ходили в установленном порядке, получали разрешения, приносили проекты. У нас определенная часть архитекторов специализировалась на проектировании этих домов, — рассказывает Михаил Вяткин. — С самоволками цыганскими боролись. Их заставляли все в порядок приводить и оформлять. Даже общались с цыганским бароном, объясняли, что так делать нельзя: сначала строить, потом получать разрешение.

Большинство цыган — православные христиане и хоронят по православным канонамБольшинство цыган — православные христиане и хоронят по православным канонам
Большинство цыган — православные христиане и хоронят по православным канонам

В 90-е, конечно, цыгане прочно ассоциировались с наркоторговлей.

— У нас была целая война, — вспоминает бывший мэр Екатеринбурга и экс-глава фонда «Город без наркотиков» Евгений Ройзман. — В некоторых цыганских поселках торговали чуть ли не в каждом доме. Сейчас нет даже этого явления — «цыганский поселок». Большинство тех, кто торговал наркотиками, вынуждены были отсюда сбежать в 1999–2000 годах. Молодые уже даже не представляют себе, как это выглядело. И трудно поверить, что это было возможно, но это было. Все эти семьи, кто торговал, разорены. Кто вовремя не перестал торговать, те сидят.

Какие-то единичные точки торговли некоторое время оставались в небольших городах и поселках — в Дегтярске, Невьянске, Шурале. Но, по словам Евгения Ройзмана, их потихоньку «выковыряли» и оттуда.

— Конечно, были и такие цыгане, кто вообще не имел отношения к торговле, — отмечает он. — Когда я был уже главой города, многие приходили и я помогал, когда можно было. Обычно у них сложности с любыми документами, с их оформлением, с жильем. Последний раз ко мне приходили: 48 человек прописаны в доме, все родственники. Тоже что-то надо решать, все равно граждане. У меня добрые отношения с цыганами.

По словам Евгения Ройзмана, сейчас цыгане уже не связаны с наркотиками так, как это было в 90-еПо словам Евгения Ройзмана, сейчас цыгане уже не связаны с наркотиками так, как это было в 90-е
По словам Евгения Ройзмана, сейчас цыгане уже не связаны с наркотиками так, как это было в 90-е

Сейчас в Екатеринбурге живет порядка 15 000 цыган. Самые большие поселки по-прежнему находятся на Юго-Западе и ВИЗе. Правда, стоять им осталось недолго: на Юго-Западе дома уже начали сносить, на ВИЗе — планируют. Землю отдадут застройщикам под многоэтажки.

Цыгане — очень верующий народ, несмотря на распространенное мнение о том, что они верят в беспрекословную свободу и постоянное веселье. Большинство цыган придерживаются религии того народа, на земле которого живут (своего государства они не имеют). И огромная часть из них — православные христиане.

По словам председателя екатеринбургской цыганской национально-культурной автономии «Рома Урала» Яна Сокола, цыгане верующие, но не фанатики. Памятники, которые некоторым кажутся слишком грандиозными, — всего лишь дань уважения людям, которые при жизни вели благочестивый образ жизни.

— Масштабные памятники и большие кресты, которые ставят цыгане своим родным, — это возможность выразить свою любовь к близкому человеку, — поясняет Ян Сокол. — Кроме этого, у нас действует закон уважения старших — не просто пожилых, а тех, кто старше вообще. При жизни их мнение считается авторитетным и является весомым аргументом в любом споре. Безусловно, уважение не исчезает после того, как человек умирает. Родственники (а у нас чаще всего большие семьи) достаточно часто ходят на кладбище — на поминки, родительские дни и так далее. Отсюда и необходимость в большом количестве территории. Мы же не можем поминать своих близких, расположившись на соседней могиле. Потом рядом, на этом же кусочке земли, может быть похоронен кто-то из близких.

Обычно у цыган большие семьи, поэтому они могут себе позволить отдать дань уважения и поставить большой памятник, говорит Ян СоколОбычно у цыган большие семьи, поэтому они могут себе позволить отдать дань уважения и поставить большой памятник, говорит Ян Сокол
Обычно у цыган большие семьи, поэтому они могут себе позволить отдать дань уважения и поставить большой памятник, говорит Ян Сокол

Помимо уважения к старшим у цыган сильно и уважение к усопшим.

— При жизни многие вели благочестивую жизнь, у них большие дружные семьи, бывает семь-десять детей. В целом семья может состоять из тридцати-сорока человек, — говорит глава цыганской общины в Екатеринбурге. — Это нормально. Если у тебя такая семья, а помимо них еще и друзья, другие родственники, соседи, — получается, что сто-двести человек будут присутствовать на похоронах. В последний путь стараются проводить все, потому что, так или иначе, по поверьям, мы все там встретимся. И будут там встречать так, как мы провожаем.

Ян Сокол также отмечает, что многие могилы, а порой и целые кладбища, заметно превосходят по красоте и дороговизне цыганские:

— Например, на Ваганьковском в Москве вообще ходишь как по музею.

В целом же погребальные обычаи у цыган такие же, как у остальных христиан. Когда человек умирает, его стараются забрать как можно скорее домой, для того чтобы тело побыло дома три ночи. В это время люди приезжают, могут попрощаться, побыть рядом с телом. Организовываются столы, чтобы люди могли чай попить, пообщаться, вспомнить покойного. На третий день — отпевание в церкви, если это допустимо. Потом — погребение, сжигают цыгане редко.

Сжигать тела у цыган не принятоСжигать тела у цыган не принято
Сжигать тела у цыган не принято

По словам Яна Сокола, цыгане слишком часто сталкиваются со стереотипами, поэтому предпочитают называть себя ромским народом — на европейский манер, надеясь таким образом сгладить негативный образ.

— Мир полон стереотипов о том, что цыгане все обманщики, употребляют наркотики, бездельничают или зарабатывают гаданием… Но многие цыгане получают образование, официально работают, официально регистрируют семьи и живут по законам своей страны. Предвзятое отношение людей приводит к тому, что всем кажется, что у нас что-то не так: и цыган слишком много, и столы у нас слишком большие, и памятники, и все-все-все, — говорит Ян Сокол.

Порой цыгане сталкиваются с тем, что похоронщики стараются на них нажиться: на похоронные услуги цены цыганам поднимают в разы.

— Недавно ко мне обратился представитель похоронного бюро «Спецритуал». Он не знал, что я руковожу диаспорой, и просто решил поделиться со мной, — рассказывает Ян Сокол. — Говорит: приходили цыгане, мы с ними начали разговаривать, оказалось, что другие подобные агентства с них в два-три раза больше попросили, просто потому что они цыгане. А это и так все недешево. Я, говорит, не понял, почему такое отношение к цыганам. Он им помог. В итоге он нам предложил помогать, чтобы люди в такой ситуации не оказывались, чтоб никто с них не брал завышенную сумму.

Похоронщики нередко увеличивают цыганам цены на услуги Похоронщики нередко увеличивают цыганам цены на услуги 
Похоронщики нередко увеличивают цыганам цены на услуги 

Сам Ян Сокол в сложный период тоже столкнулся с особенным отношением.

— В прошлом году я в своей семье потерял близкого человека. И у меня сложилось ощущение, что заинтересованные лица делали все, чтобы не помочь, а усложнить ситуацию, — поделился он.

Но, по его мнению, такое отношение сегодня, к счастью, уже не правило и не закономерность:

— В последние годы ситуация заметно меняется. Стереотипы постепенно уходят на задний план и на передний выходят просто люди — с их интересами, их мыслями, но и, конечно, с их национальными особенностями.

После похорон у цыган принято год носить траур. В это время семья не отмечает крупные события — например, свадьбыПосле похорон у цыган принято год носить траур. В это время семья не отмечает крупные события — например, свадьбы
После похорон у цыган принято год носить траур. В это время семья не отмечает крупные события — например, свадьбы
Православные кресты на могилах цыган не редкостьПравославные кресты на могилах цыган не редкость
Православные кресты на могилах цыган не редкость

Цыганская община, которой руководит Ян Сокол, работает с 1998 года. Она активно пытается помогать цыганам, решать и общие для всех цыган социальные проблемы, и локальные вопросы отдельных семей: найти работу, жилье, пристроить детей в школы, оформить социальные выплаты, составить ходатайство.

Совместно с другими региональными организациями и Общероссийской цыганской национально-культурной автономией «Рома Урала» осуществляет проекты адаптации людей к современным условиям, интеграции в общество. По мнению Яна Сокола, как раз таки стереотипы во многом мешают осуществлению всех намеченных планов. Чтобы избавляться от негативного образа, рома нередко проводят национальные праздники, на которых знакомят с культурой, традициями и обычаями своего народа. По словам Яна Сокола, Пасха, Рождество, Троица — главные в жизни ромов, в эти дни они приглашают друг друга в гости, поют песни, общаются за праздничным столом. Помимо этого, они участвуют в межнациональных мероприятиях. Так, ближайшим масштабным мероприятием станет «Межнациональная Широкая Масленица», которая пройдет в парке «Таганская слобода».

Фото: Максим ВОРОБЬЕВ / E1.RU

ПО ТЕМЕ
Лайк
TYPE_LIKE0
Смех
TYPE_HAPPY0
Удивление
TYPE_SURPRISED0
Гнев
TYPE_ANGRY0
Печаль
TYPE_SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
Гость
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Промокоды
Cкидка до 2000 рублей на курсы ораторского искусстваCкидка до 2000 рублей на курсы ораторского искусства
Cкидка до 2000 рублей на курсы ораторского искусства
Заканчивается 15 января, 2026
На первую покупку букета в цветочном бистро Стебли скидка 5%На первую покупку букета в цветочном бистро Стебли скидка 5%
На первую покупку букета в цветочном бистро Стебли скидка 5%
Заканчивается 15 декабря, 2025
Скидка 50% на оплату участия команды в игре на первую игруСкидка 50% на оплату участия команды в игре на первую игру
Скидка 50% на оплату участия команды в игре на первую игру
Заканчивается 30 ноября, 2025
Все промокоды