E1
Погода

Сейчас+3°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+3°

пасмурно, без осадков

ощущается как 0

2 м/c,

ю-в.

748мм 90%
Подробнее
5 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Реклама
Город мнение Елочка на костях: екатеринбуржец попросил перенести захоронения с площади 1905 года

Елочка на костях: екатеринбуржец попросил перенести захоронения с площади 1905 года

Колонка Андрея Смирнова об останках основателей города

Когда-то на месте площади 1905 года стоял памятник Александру II и кафедральный собор

Двенадцать лет назад под площадью 1905 года нашли останки людей. Оказалось, что это христианские захоронения основателей Екатеринбурга. Правда, про это сейчас мало кто вспоминает в жарких спорах о том, нужно ли строить ледовый городок и какая елка была бы лучше — живая или та, какая установлена сейчас. Юрист Андрей Смирнов рассуждает о том, что город может найти миллионы на выкуп гостиницы «Дели», а на перезахоронение денег нет. В своей колонке он попросил власти перенести останки людей из центра города.

В 1865 году в Екатеринбурге появилось Михайловское кладбище. Многим оно известно как место захоронения группы Дятлова. Но покоятся там и другие известные люди и уважаемые жители нашего города. Чуть раньше, в 1843 году, было основано Ивановское кладбище. Это то самое, где находится могила Павла Петровича Бажова. Слава богу, никому не приходит пока в голову идея сровнять эти некрополи с землей. Пока не приходит.

В сравнении с этими захоронениями по степени исторической, культурной и христианской значимости особняком стоит кладбище у Богоявленского кафедрального собора города Екатеринбурга (сейчас там стоянка перед мэрией. Прим.ред.). Это было одно из первых кладбищ нашего города.

«На нем покоятся те, кто строил город, кто сделал его сильным и славным. Можно смело сказать, что именно эти люди были основателями Екатеринбурга»

Они жили и работали тогда, когда наш город еще можно было уместить в границах крепостной стены. Кем могли быть эти люди? Горные командиры, мастера, офицеры, купцы, священнослужители и члены их семей. В любом городе мира такие люди и память о них береглись бы и лелеялись. Ведь это не просто история мира, это история нашего города. Города, в котором живем мы и будут жить наши дети и внуки. Закатают ли в асфальт наши потомки кости своих дедов, зависит сейчас от нас.

В 1930 году Богоявленский собор снесли. Это, конечно, на совести тех, кто сносил.

«Но вот то, что на костях наших предков мы ставим машины и водим хоровод вокруг елочки, — это уже на нашей совести»

Да, я про площадь 1905 года. Поймите меня правильно, я не против парковки в центре города, город обязан жить и развиваться, но тогда давайте перезахороним наших пращуров. Неужели они не достойны уже обрести вечный покой в таком месте, где мы могли бы всегда отдать им дань уважения и почета?

В 2008 году брусчатку подняли и обнаружили захоронения

Однако сегодня люди не верят в смерть, пытаются придумать от нее лекарство или хотя бы жить, не вспоминая о ней. А это странно. Особенно учитывая то, что происходит вокруг. Между тем умение ценить и уважать жизнь свойственно только тем народам, в культуре и политической практике которых заложено достойное отношение к смерти.

Достойное… Да, все чаще у нас случается, что дети прикуривают от Вечного огня, что людей убивают даже ни за деньги или власть, а просто так, как в компьютерной игре. Но те, кто постарше, кто прошел уже по дороге потерь, всё же нет-нет и вспомнит своих ушедших родных. Кто гранитным памятником, кто поминальной свечой в храме, добрым словом и добрым делом. И абсолютное большинство весьма уважительно относится к могилкам ушедших родных. Каждую родительскую субботу на кладбища выстраиваются длинные очереди из автомобилей. Все ведь понимают, что это нужно не мертвым, это нужно живым. Перед самим собой стыдно же будет за беспамятство. Вот почему дикостью воспринимаются разоренные могилы, искореженные кресты.

Да, на Мамаевом кургане появились таблички, запрещающие ходить по газону, но в большинстве своем люди все же понимают, что по братской могиле гулять как-то нехорошо. Несмотря на беспечность в этом вопросе, мы периодически даже понимаем, что такое память, преемственность поколений, и хотим этому научить своих детей. Пытаемся передать им прописные истины: «там, где ешь, мусорить нельзя», «возле школы водкой торговать плохо», «на кладбище не плясать и шашлыки на могилах не жарить». Нужно ли объяснять такие вещи взрослому человеку? Кажется, что не нужно, но…

Мы умело сносим башни и находим сотни миллионов на выкуп гостиниц, но не можем найти средства на то, чтобы уважить основателей города, в котором живем. Чего же нам ждать тогда от наших потомков? Вряд ли для того, чтобы быть нормальными людьми, нужны какие-то запредельные средства. Достаточно иметь память, совесть и волю. Но можно, конечно, не обращать внимания на то, что посторонними включениями в фундаменты домов являются человеческие кости. Можно ходить по братским могилам. Можно не обращать внимания на эти досадные, почти незаметные, но почему-то все же цепляющие за что-то внутри факты. Но хотим ли мы жить в таком городе?

Справа от собора — Дом Севастьянова
Так выглядела площадь 1905 года, когда снесли и собор, и памятник Александру II

Согласны с тем, что нужно перезахоронить останки основателей Екатеринбурга

Да
Нет
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления