E1
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+9°

облачно, без осадков

ощущается как +8

1 м/c,

ю-в.

747мм 63%
Подробнее
1 Пробки
USD 92,01
EUR 98,72
Реклама
Город мнение Строили в рекордные сроки, а потом разорились: как в Екатеринбурге появилась железная дорога

Строили в рекордные сроки, а потом разорились: как в Екатеринбурге появилась железная дорога

Ровно 143 года назад в будущую уральскую столицу прибыл первый поезд

Прибытие поезда в Екатеринбург. Фотография начала ХХ века

Сейчас может показаться, что железные дороги на Урале были всегда, но еще полтора века назад грузы перевозили в основном по реке. О том, как в Екатеринбург впервые прибыл поезд и где находится близнец нашего первого вокзала, рассказывает историк Андрей Ермоленко.

1 октября 1878 года в Екатеринбург пришел первый поезд. Железнодорожная ветка от Перми — тогдашнего губернского центра — через Нижний Тагил дотянулась до Екатеринбурга. Линия получила название Уральской горнозаводской железной дороги.

Первый проект железнодорожного сообщения Среднего Урала со столицей губернии возник еще в 1861 году. Его автором был инженер Владимир Рашет — управляющий Нижнетагильским горным округом Демидовых. Продукция уральских металлургических заводов в центральную Россию в то время доставлялась по рекам.

Объявление из газеты «Пермские губернские ведомости» за 7 февраля 1879 года. Государственный архив Пермского края

«Железные караваны» барок каждую весну сплавлялись вниз по Чусовой до Перми, а дальше по Каме и Волге направлялись к потребителям, поэтому основными заказчиками строительства и стали горные заводчики. Дорога была построена на частные деньги — средства акционерного общества — в рекордно короткие сроки, всего за три года.

Подобно железной дороге между Санкт-Петербургом и Москвой, на конечных станциях Уральской горнозаводской железной дороги по проекту архитектора Петра Шрайбера были построены одинаковые вокзалы. В екатеринбургском здании в настоящее время располагается музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги, а в пермском по-прежнему размещается вокзал станции Пермь I.

Здание вокзала в Екатеринбурге. Фото В. Метенкова, начало ХХ века
А это вокзал в Перми. Фото начала ХХ века

Начиная с 1 октября 1878 года поезда из Перми в Екатеринбург через Нижний Тагил стали ходить ежедневно. Расстояние — 499 километров. Время в пути составляло всего 22 часа — рекордно короткий срок для конца XIX века, ведь гужевым транспортом между двумя городами нужно было добираться несколько дней. Частное управление железной дорогой не было успешным. Накопив более 8 миллионов рублей долгов, в 1887 году консорциум заводчиков передал Уральскую горнозаводскую железную дорогу государству.

В январе 1888 года была открыта железнодорожная ветка Екатеринбург — Тюмень, в ноябре 1896-го рельсы соединили Екатеринбург и Челябинск, а в 1909 году была построена более привычная нам ветка Пермь — Кунгур — Екатеринбург. Железнодорожное сообщение Екатеринбурга с соседями приобрело очертания, которые сохраняются и до наших дней.

Приказ начальника Пермской железной дороги о вежливом обращении с работниками. Государственный архив Пермского края

Почитайте также другие колонки Андрея Ермоленко об истории Урала: например, про то, как советский Свердловск едва не стал портом для дирижаблей, или про единственный визит российского императора в Екатеринбург — и это был не Николай II.

А еще историк рассказал, как совсем недавно горожане страдали от осеннего бездорожья, ведь асфальт появился на окраинных улицах Свердловска только в 80-е годы прошлого века.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления