Когда Дед Мороз ошибся с подарком: юрист — о том, как вернуть продавцу ненужные товары

Что делать, если дареному коню критично посмотрели в зубы

Юрист подробно объяснила, как вернуть ненужные новогодние подарки

Юрист подробно объяснила, как вернуть ненужные новогодние подарки

Поделиться

Когда все салаты доедены, а праздничные салюты окончательно отшумели, остается оно — неприятное послевкусие от ненужных или неподходящих подарков. Хорошо, если Дед Мороз всё сделал правильно, но как быть, когда под елкой вы нашли совсем не то, что вам нужно? Подробный порядок действий на этот случай объясняет юрист Екатерина Королева.

Ежегодно одно известное международное консалтинговое агентство публикует результаты исследования потребительских расходов россиян в период новогодних каникул. По их данным, 47% участников опроса планировало приобретать подарки с 15 по 31 декабря, то есть в самый пик предновогодней суеты. Зачастую в это время трудно успеть как следует продумать идею подходящего презента.

Так, в рейтинге ожидаемых подарков лидируют деньги, «умные» аксессуары (у мужчин), косметика и парфюмерия (у женщин). Однако ожидания эти из года в год себя не оправдывают.

Если вы получили качественный, но не устраивающий вас подарок, самое время обратиться к Закону о защите прав потребителей. Согласно его статье 25, в некоторых случаях допускается обмен товара надлежащего качества. Не стоит эту возможность путать с правами покупателя, возникающими при обнаружении в товаре недостатков и перечисленными в статье 18.

Какой подарок можно обменять


Вы вправе рассмотреть вопрос обмена своего подарка у продавца, если:

1) Подарок не относится к товарам, в отношении которых запрещен обмен. Полный их перечень указан в постановлении Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2463. В нем есть товары, которые часто становятся предметом дарения: ювелирные изделия, парфюмерия, косметика, книги, сложная техника (телефоны, ноутбуки, разного рода гаджеты).

При обычном способе продажи требование об обмене будет незаконным. Однако если подарок приобретался дистанционно, то же постановление № 2463 разрешает оформлять возврат, например, ювелирных изделий или технически сложного товара бытового назначения (радиоэлектронная аппаратура, средства связи, вычислительная и множительная техника, фото- и киноаппаратура, часы, музыкальные товары, электробытовые приборы, машины и инструменты, бытовое газовое оборудование и устройства).

2) Подарок относится к непродовольственным товарам, т. е. не является употребляемым в пищу. Скажем, вам подарили хороший дорогой сыр. Если на нем оказалась плесень благородная, а не доморощенная, то никого не будет волновать отсутствие у вас пристрастия к такому деликатесу. Ни обмен, ни возврат товара не будут возможны.

Основные условия для обмена товара


Требование об обмене действует в течение 14 дней. Расчет начинается со дня, следующего за покупкой и не зависит от даты вручения подарка. В расчет включаются все календарные дни, в том числе и праздничные (вне зависимости от режима работы продавца). Если ваше требование физически некому принять в магазине, срок можно соблюсти, направив свое требование об обмене почтой, на юридический адрес продавца. Это можно сделать не выходя из дома, через специальный электронный сервис Почты России.

Обмениваемый подарок должен выглядеть как с прилавка. Сюда входит и ваша обязанность не использовать товар, не срезать с него ярлыки, не снимать пломбы, обеспечить сохранность его товарного вида. Если же вы уже какое-то время использовали вещь, а потом передумали, продавец вправе отказать в обмене. Если же после использования обнаружился дефект, требования должны быть заявлены в связи с ненадлежащим качеством.

Требование об обмене сопровождается предоставлением чека о покупке. При этом его отсутствие само по себе не дает продавцу права отказать в обмене. Согласно статье 25 Закона о защите прав потребителей, заменить такой кассовый чек могут и свидетельские показания, и сведения о продавце на маркировке товара и сопровождающей документации.

Если указанные условия соблюдены, обмен можно произвести в день обращения в любом филиале или розничной точке продавца, у которого такой товар был приобретен. Роспотребнадзор может оштрафовать компании, которые это условие не соблюдают — к такому выводу пришел Арбитражный суд Московского округа в деле А40–206409/2020.

Праздничные сувениры часто не возвращают продавцу, предпочитая их передаривать дальше по кругу знакомых

Праздничные сувениры часто не возвращают продавцу, предпочитая их передаривать дальше по кругу знакомых

Поделиться

Если вы выбрали возврат вместо обмена


Если у продавца не оказалось подходящего товара для обмена в день обращения, то именно потребитель вправе выбрать один из двух вариантов: либо согласовать с продавцом другую дату обмена, либо оформить возврат.

Рассчитывать на возврат денег можно не ранее трех дней с даты возвращения продавцу самого товара. Чтобы не тревожиться, что вы останетесь и без вещи, и без денег, попросите у продавца расписку в получении от вас товара. А еще лучше — заявите ему требование о возврате официально, оставив у себя копию заявления с отметкой о получении.

Если вы решили составлять официальное требование продавцу, обратите внимание на то, от чьего имени оно будет заявлено. Дело в том, что в судебной практике до сих пор встречаются различные подходы относительно того, вправе ли одаряемый самостоятельно совершать обмен подарка. Поэтому действовать необходимо с учетом конкретных обстоятельств.

Например, если при покупке никакие персональные данные реального покупателя (Ф. И. О., адрес) продавец не получал, то сам факт наличия у вас товара дает вам право на заявление требований.

Если же товар приобретался с оформлением заказа, оплачивался банковской картой, то персональные данные о покупателе имеются у продавца. Формально это дает ему право вести спор о правомерности требований со стороны одаряемого. В таких ситуациях обмен или возврат лучше заявлять от лица покупателя (лично или по доверенности).

Случается, что обменять или возвратить решили товар, при покупке которого магазин выдавал дополнительный подарок. По общему правилу, продавцу он возвращаться не должен (ст. 572 ГК РФ).

Однако многое будет зависеть также от того, как такой подарок прописан в чеке. В некоторых случаях продавцы оформляют общую скидку на оба товара в размере стоимости одного из них. Допустим, футболка стоила 750 рублей, к ней в подарок шла другая за 250 рублей. В чеке будет оформлено, что покупали вы обе футболки, но с 25% скидкой на общий чек, то есть за 750 рублей.

Закон о защите прав потребителей не ограничивает право на обмен акционного товара, поэтому вы вправе будете обменять только одну футболку, но в пределах суммы, указанной в чеке со скидкой, а вторую — оставить себе, если иное не предусмотрено условиями акции продавца.

Возврат подарка, заказанного в интернете


Особого внимания заслуживают не подошедшие презенты, которые заказывались в интернет-магазинах. Закон о защите прав потребителей позволяет потребителю не обменивать, а сразу возвращать непонравившийся товар.

Однако стоит учитывать, что возврат должен оформлять непосредственный покупатель, так как именно его данные фигурируют в онлайн-заказе, и сделать это надо не позднее семи календарных дней с даты его получения. В тех случаях, когда покупателю в письменном виде не сообщалось о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества, срок возврата может быть продлен и до трех месяцев.

Стоит иметь в виду, что в указанном порядке не подлежат возврату вещи, сделанные по индивидуальному заказу. В остальном требования к возвращаемому товару совпадают с ранее указанными условиями, а срок возврата денег составляет десять календарных дней с даты получения продавцом требования от покупателя.

Статистически товары, приобретаемые онлайн, возвращают в четыре раза чаще, чем купленные обычным путем. Это указывает на то, что мы еще в самом начале пути, где продавцы максимально объективно информируют о своем товаре, а потребители избегают спонтанных покупок в интернете.

Перед Новым годом мы попросили читателей E1.RU рассказать о случаях, когда им дарили неудачные и откровенно плохие подарки. Таких историй оказалось так много, что мы их разделили на две подборки: вот здесь — первая, а вот здесь — вторая.


С 22 декабря в торговых центрах Екатеринбурга отменили вход по QR-кодам. Сначала это не сильно отразилось на количестве посетителей, но уже через пару дней праздничный шопинг охватил весь город.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Станьте автором колонки.

Почитайте рекомендации и напишите нам!

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ2
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Новости РЎРњР?2