Знаете ли вы, что Екатеринбург является первопроходцем стрит-арт-культуры в России? Рисовать на заборах и гаражах, устраивать уличные флешмобы и выражать свои нестандартные мысли с помощью ярких образов на серых городских стенах здесь начали задолго до того, как это движение в искусстве стало мейнстримом.
Например, когда горожане разглядели в Старике Букашкине не городского чудака, а большого художника. Этот человек-легенда, человек-миф в конце XX века стал неотъемлемой частью культурного кода города, и в том числе благодаря его наследию Екатеринбург сегодня претендует на звание российской столицы стрит-арта.
Кто оцифровал легендарного художника и увековечил его образ в метапространстве, читайте в репортаже из «Ельцин Центра», где прошла презентации нового AR-спектакля о Екатеринбурге. Спойлер: погружаясь в дополненную реальность, не забывайте смотреть под ноги.
В спектакле смешали реальный и виртуальный мир
В Екатеринбурге ежегодно проводится международный фестиваль стрит-арт-искусства «Стенограффия», а уральские художники, работающие на стыке различных дисциплин и провокации, получили признание на мировой арт-сцене. В уральской столице зародилось и движение нелегального уличного искусства «Карт Бланш», которое сейчас масштабируется и за ее пределы.
Спектакль «Urban. Ekb» (12+) от МТС Live рассказывает о городе как раз через призму стрит-арта и уличной культуры Екатеринбурга. Уникальность его состоит в том, что это цифровой продукт, в котором виртуальный мир смешивается с реальными объектами городской среды с помощью современных AR-технологий. Это совершенно новый вид развлекательных медиа, в котором онлайн и офлайн переплетаются, а зритель может не только смотреть и слушать, но и сам принимать участие в действии.
— Уличное искусство и цифровые технологии продолжают развиваться и переплетаться, создавая неожиданные творческие возможности, — рассказал режиссер спектакля Тимур Шарафутдинов. — Одна из миссий этого проекта — музеификация стрит-арта, потому что это искусство, как правило, временное, к тому же оно привязано к одному месту. А в нашем спектакле эти произведения останутся жить, даже если реальная стена разрушится или мурал закрасят коммунальщики.
Город бетона и свободных художников
Сюжет диджитал-спектакля строится вокруг противостояния хранителя духа города — Старика Букашкина и Хозяйки Бетонной горы, одержимой идеей забетонировать весь город и стереть с его лица любые краски. Он об извечном противостоянии свободных художников серости и застою. Вместе с героями зритель путешествует по знаковым объектам стрит-арта в Екатеринбурге, которые оживают в дополненной реальности. Метафизика города раскрывается через пять монументальных работ, созданных уральскими и не только мастерами в разные годы. Разобраться в культурном стрит-арт-коде организаторам проекта помогал известный уральский художник Слава ПТРК. Одна из его работ также стала частью драматического действа.
Авторы проекта оцифровали в дополненной реальности произведения, олицетворяющие город и его атмосферу. Среди них граффити «Если есть вазы, то должны быть и цветы», автором которых является мастер текстового арта екатеринбургский художник Илья Мозги. Три проекта принадлежат гостям стрит-арт-фестивалей: Никите Голубеву, известному под ником Proboynick, мастеру оптических иллюзий Артему Стефанову и Наталье Денисовой с концептуальной работой «В будущее возьмут не всех».
— Перед нами стояла задача воссоздать портрет уличного искусства Екатеринбурга, поэтому мы выбирали работы в разных техниках, от разных художников, которые создают свои работы легально или нелегально, — подчеркнул Тимур Шарафутдинов. — Вокруг произведений мы выстроили сюжетную линию и оживили эти работы в дополненной реальности, придав им дополнительные смыслы. Мысль куда более вечна, чем бетон, — вот, собственно, об этом и спектакль.
Скрежет бетона, цветы и люди, обращающиеся в камень, музыка от уральской электронной группы «4 Позиции Бруно» и голос Букашкина, которого озвучил поэт и хип-хоп-исполнитель Наум Блик, — в 30-минутном спектакле история городского стрит-арта буквально оживает в твоей голове.
Где посмотреть
Необычная пьеса является заключительной частью трилогии Urban Russia, рассказывающей о локальной уличной культуре ключевых российских городов. Постановку можно посмотреть бесплатно в приложении МТС Live (12+). В разделе Digital-контент также доступны спектакли о Москве и Санкт-Петербурге — «Urban.Moskva» (12+) и «Urban. Saint-P» (12+). Чтобы окунуться в стрит-арт-культуру этих городов с помощью дополненной реальности, лучше выбрать открытое пространство — сквер или парк — или закрытое помещение, где много места для передвижения. По ходу развития сюжета нужно нажимать на красные значки, чтобы поверх существующей реальности установить AR-сцену с муралом, и действие будет развиваться вокруг него. Спектакль можно смотреть из любой точки мира. Зрители из Екатеринбурга могут увидеть объекты и вживую, пройдя по отмеченным в приложении координатам. Скачать приложение МТС Live можно на телефон или планшет в App Store и Google Play.
— AR-спектакль — это новый формат развлечений. Он находится на стыке дополненной реальности, классической драматургии и различных мультимедийных форматов, — рассказал Рафаиль Галиев, руководитель направления B2С МТС Live. — Всё это происходит в мобильном телефоне и позволяет зрителям получить совершенно новый опыт и через него познакомиться с уличной культурой Екатеринбурга. Миссия МТС Live — это как раз объединить офлайн-досуг с онлайн- и диджитал-сервисами и сделать крутые развлечения, контент-проекты доступными максимальному количеству пользователей.
Публичное акционерное общество «Мобильные ТелеСистемы» (ПАО «МТС»)