Сегодня Госдума планировала рассмотреть во втором чтении проект федерального закона "Технический регламент на табачную продукцию". Это четвертый регламент из тех трехсот, которые предстоит принять депутатам. Табачный регламент, похоже, может оказаться самым конфликтным. Это понятно, ведь за каждой нормой такого закона - очень серьезные экономические интересы. Работавшие над ним законодатели утверждают, что технический регламент на табак нужно принимать как можно скорее, это будет главный документ, позволяющий государству контролировать табачную индустрию. И в этом есть логика, поскольку в 1997 году у нас отменено лицензирование производства и оптовой продажи табака.
Вместе с тем, напомним, Россия недавно ратифицировала Конвенцию ВОЗ по борьбе против табака. Значит, мы теперь должны приводить национальное законодательство в соответствие с ее требованиями. В процессе работы над регламентом удалось учесть многие положения Конвенции, но не все. Самым серьезным камнем преткновения перед вторым чтением оказались "легкие" сигареты и их вариации.
Конвенция ВОЗ требует отказаться от подобных надписей на пачках, вводящих потребителей в заблуждение. Между тем на российском рынке этот "легкий" сектор как раз наиболее активно сейчас развивается. Понятно, что табачный бизнес этому запрету всячески сопротивляется. Но для сопротивления у него практически уже нет времени - Конвенция вступает в силу через 90 дней после ее ратификации. В нашем случае это конец июля. И если до этого времени техрегламент не будет проголосован во всех трех чтениях, то потом в нынешнем виде он не может быть принят. Таковы требования Конвенции: после ее вступления в силу нельзя принимать законы, противоречащие ей. Как поведут себя законодатели, покажет время.
Кстати, на сегодняшний день ввели запрет на маркировку "легкие" ("суперлегкие" и т.п.) 46 стран мира. В их числе - все страны Евросоюза, Австралия, Норвегия, Канада, Бразилия, Украина, Армения и другие.