В среду, 10 октября, «Российская газета» опубликовала постановление правительства «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг».
Согласно опросам, в 2005 году платными услугами пользовались 62% населения, а в текущем их уже 67%. Число тех, кто не может оплатить никакие медуслуги, за тот же период снизилось с 21% до 9%. Это говорит не только о росте доходов, но и о неудовлетворенности людей бесплатным здравоохранением, хотя все последние годы государство вкладывает в него огромные средства.
Недовольны граждане и тем, что до сих пор нет ясности в вопросах, что же конкретно в медицине нам положено бесплатно, а за что нужно платить и по каким ценам? А государство не устраивает то, что в медицине не сокращаются теневые платежи - по данным опроса, проведенного в прошлом году фондом «Новая Евразия», врачам «в карман» платят 22% обратившихся за медицинской помощью, «левые» доходы медиков составляют до 37% их легального заработка. По идее, постановление должно наконец навести порядок во всех этих вопросах. В нем четко сказано: при заключении договора на платную услугу потребителю должна быть предоставлена полная информация о возможности получить ту же услугу бесплатно в рамках программы государственных гарантий медпомощи.
В постановлении описаны условия, на которых медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий оказания бесплатной медпомощи, могут оказывать платные услуги. Указан порядок предоставления полной информации о платных услугах, которая должна быть доступна пациентам на сайтах медучреждений и на специальных стендах или информационных стойках. Описан порядок заключения договора и оплаты медицинских услуг. Определено, что цены на платные услуги для казенных и бюджетных медицинских учреждений назначают учредители, а все прочие (то есть автономные и коммерческие поликлиники и больницы) могут устанавливать их самостоятельно.
Важно, что при оказании платных услуг должны соблюдаться те же порядки и стандарты медпомощи, что и при бесплатной помощи. В документе приведен перечень услуг, которые могут по желанию потребителя оказать ему за деньги сверх программ бесплатной помощи. Например, индивидуальный пост при лечении в стационаре, замена лекарств из перечня жизненно необходимых и важнейших препаратов на другие (за исключением случаев, когда их заменяют из-за непереносимости или по другим медицинским показаниям), при анонимном лечении и т.п.
В процессе обсуждения проекта постановления профессиональные объединения, эксперты и пациентские организации высказали немало критических замечаний и дополнений. Значительная их часть учтена в окончательном варианте.
«Сам факт упорядочивания такой острой темы, как платные медицинские услуги, можно только приветствовать, - заявил председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. - Другой вопрос - какова будет практика исполнения постановления. Если все больше услуг будет переходить из бесплатных в платные, это безобразие. А если постановление ограничит аппетиты тех, кто хотел бы зарабатывать на пациентах, то это замечательно. Надо, чтобы граждане сами требовали четкого исполнения постановления и обращались за защитой своих интересов не только в официальные инстанции, но и в суд».
«Уровень теневых платежей можно снизить лишь путем ограничения платных услуг в государственных и муниципальных медучреждениях, а не их легализацией, - не согласен президент Ассоциации частных многопрофильных клиник Александр Грот. - В постановлении есть формулировки, которые могут трактоваться не в пользу пациентов. Пока они находятся в унизительной позиции просителя - им часто приходится либо ждать помощи в длинной очереди, либо платить за нее. Многое будет зависеть от позиции контролирующих органов».
Те, кто не может ждать бесплатной диагностической процедуры или операции и вынужден платить за них, порой сталкивается еще с одной проблемой - качество подобной услуги далеко не всегда соответствует цене. Люди пишут жалобы в разные инстанции, надеясь хотя бы вернуть средства, затраченные на услугу ненадлежащего качества. В первоначальном варианте постановления был предусмотрен пункт, который сделал бы это возможным. Однако в окончательный вариант документа он не вошел. Контролировать исполнение правил оказания платных услуг должен Роспотребнадзор через свои территориальные органы.
«Мы рассчитываем, что новое актуализированное постановление даст и гражданам, и нам серьезные основания для реагирования на нарушения в этой сфере, - сказала заместитель начальника управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Светлана Мухина. - Мы можем по обращению пациента провести проверку и вынести предписание об устранении недостатков при оказании платных услуг либо наложить штрафы: на юридическое лицо - от 20 до 30 тыс. руб., на частного предпринимателя - от 10 до 20 тыс. руб. За возмещением ущерба или морального вреда гражданин может обращаться лишь в суд. Но он вправе использовать материалы проверок и привлечь Роспотребнадзор для заключения по делу - тут наши возможности практически аналогичны полномочиям прокуратуры».