E1
Погода

Сейчас-1°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода-1°

облачно, без осадков

ощущается как -5

3 м/c,

с-з.

727мм 88%
Подробнее
3 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Реклама
Здоровье Горздрав Екатеринбурга: «Прививки против гриппа у нас боятся больше самого гриппа»

Горздрав Екатеринбурга: «Прививки против гриппа у нас боятся больше самого гриппа»

В этом году все тяжело заболевшие свиным гриппом взрослые оказались не привиты.

Татьяна Савинова, первый заместитель начальника Горздрава Екатеринбурга

Первый заместитель начальника Управления здравоохранения Екатеринбурга Татьяна Савинова рассказала E1.RU, почему тема непривитых против гриппа детей на этой неделе оказалась такой болезненной для медиков и чем сейчас на самом деле болеют горожане.

Мы постоянно наблюдаем за гриппом и другими вирусами, вызывающими ОРВИ, — в течение всего года, еженедельно, уже в течение семи лет. Каждую неделю делается 25 проб в рамках постоянного мониторинга — мы берём на вирусологию мазки у детей в поликлиниках. Так мы узнаём, какой вирус сейчас циркулирует в городе, всегда знаем, когда на территории города появляется вирус гриппа. А во время эпидподъёма дополнительно обследуем всех тяжёлых больных в отделениях реанимации.

Так вот за январь у нас положительными оказались 75% взятых проб, и с каждой неделей частота обнаружения так называемого свиного гриппа была больше. Сейчас она максимальна.

100% тяжёлых пациентов с гриппом в этом году не привиты против этой инфекции. В 1-ю неделю января вирус «свиного» гриппа AH1N1 обнаруживался в 4% проб, во 2-ю и 3-ю недели — 25%, в 4-ю неделю — 58%, в 5-ю неделю — 78%, сейчас (в 6-ю неделю) — 89%. Всего с начала января вирус «свиного» гриппа АH1N1 был выявлен у 294 пациентов. И только 4 человека из этих 294 — а это были дети, которые обследовались в рамках мониторинга, — оказались привиты. Ещё у 16 человек вирус гриппа был также выявлен при мониторинге, они не заболели в тяжёлой форме.

Все остальные 274 человека — а это вообще все, кто переносил грипп в тяжёлой форме, то есть прошёл через отделение реанимации, лежал под аппаратом искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ) или продолжает находиться в реанимации, — оказались не привиты. 83% — это взрослые жители города.

В пик эпидемии скорая принимала по 3 тысячи вызовов в сутки — это в два раза больше, чем обычно

Прямо сейчас в городских реанимациях 6 пациентов борются за свою жизнь, за них дышат аппараты искусственной вентиляции. Все эти 6 человек не привиты против гриппа — это факт, с которым спорить невозможно. Первая пациентка, взятая на ИВЛ 11 января, до сих пор не дышит сама — и она тоже не привита против гриппа.

Сейчас у нас начал «прирастать» другой тип вируса — AH3N2. Пока он выделен у 14 человек. Чуть позже, как мы ожидаем, в город может прийти вирус гриппа В — он не даёт тяжёлой клиники, но и «уходит» с поля боя более медленно, чем «свиной» грипп — примерно за 2 месяца.

Кроме вируса гриппа, в Екатеринбурге постоянно циркулирует масса других вирусов, вызывающих ОРВИ (они есть и сейчас):

— риновирус — они вызывают заболевание с невысокой температурой, небольшой интоксикацией. Главный симптом здесь — обильное отделяемое из носа;
— респираторно-синцитиальный вирус — это вирус больше опасен для детей младшего возраста, у них он может вызвать тяжёлое поражение бронхиол;
— метавирусы, коронавирусы, бокавирусы и другие.

Главное их отличие от вируса гриппа — они, как правило, выявляются в течение всего года, не вызывают таких тяжёлых заболеваний и осложнений, как вирус гриппа, и в структуре вирусного пейзажа редко кто из них начинает занимать лидирующее значение. Они все циркулируют параллельно. Вирус гриппа же вытесняет все остальные вирусы из группы ОРВИ и доминирует в вирусологической картине у заболевших несколько недель. Потом он постепенно идёт на спад.

В народе вирус AH1N1 калифорнийский пандемический 2009 называют «свиным гриппом», а врачи — »свином». За то, что он так ведёт себя. Например, он очень «любит» беременных женщин — потому, что в первую очередь поражает лёгкие, а экскурсия лёгких у беременных снижена — они «поджаты» снизу диафрагмой и увеличенной маткой.

Ещё он «любит», и в этом году мы снова в этом убедились, людей среднего возраста с избыточной массой тела, с сахарным диабетом — это его «излюбленные пациенты». Именно у них этот вирус даёт очень быстрое развитие дыхательной недостаточности.

Детей, особенно привитых, он любит меньше. Но дети, особенно привитые — это источники инфекции для взрослых. Сейчас мы уже чётко можем сформулировать, что «родитель, отказывающийся от прививки для своего ребёнка, ставит под угрозу его здоровье. А непривитый родитель — ставит своё здоровье под двойную угрозу, так как при контакте с инфекцией тяжело заболеет как раз он сам». Мы считаем, что разобщение детей во время эпидподъёма — это забота об их здоровье и сохранение жизни их непривитым родителям и бабушкам, дедушкам.

Почему мы настояли на введении внеочередных «каникул» в школах? Потому что в случае с гриппом дети становятся главными источниками инфекции, в том числе и для взрослых. Привитые дети либо переносят вирус без заболевания, либо даже в случае заболевания гриппом переносят болезнь легко, но они приходят домой, а через пару часов или на следующий день их непривитые папа, мама, бабушка или дедушка едут в больницу на скорой с двусторонней пневмонией. Этого мы допустить не могли. Поэтому дети по возможности сидели дома — так нам удалось переломить очень опасный подъем заболеваемости.

За осень и начало зимы мы поставили около 400 тысяч прививок против гриппа — и в Екатеринбурге не произошло ни одного осложнения после проведённой вакцинации. Некоторые родители здесь обычно начинают спорить, говорят, что их дети после прививки «всю зиму болели», «цепляли на себя все ОРЗ», «из соплей не могли вылезти». Научных доказательств этому нет, хотя некоторые педиатры действительно отмечают появление у привитых детей лёгких ринитов в поствакцинальном периоде. Поймите — это нормально. Пусть ребёнок лучше перенесёт лёгкий ринит, но он точно не умрёт от гриппа — ведь прививка против гриппа защищает не от самой болезни, а от её фатальных осложнений.

Прививка против гриппа — это шанс выжить тогда, когда вокруг тебя начинают болеть все. Сейчас ситуация с прививками круто поменялась — когда мы зимой 2009–2010 впервые встретились со «свиным» гриппом, этот тип вируса не был учтён в вакцине. Поэтому 6 лет назад у нас было очень много тяжёлых детей, беременных, родильниц. В этом году среди тяжёлых больных у нас исключительно непривитые взрослые.

Сейчас мы сняли карантин со школ, и у нас началась следующая «эпопея» с непривитыми детьми. Я искренне не могу понять, почему в то время, когда из 10 человек, заболевших ОРВИ, девять болеют «свиным» гриппом, некоторые родители изо всех сил стараются отвести своих непривитых против гриппа детей в школу? Ведь мы же их предупреждали об этом, когда они подписывали осенью информированный отказ от прививки, — а именно, о том, что в случае угрозы эпидемии ребёнок будет временно отстранён от занятий.

Получается, что прививки против гриппа и её мифических осложнений у нас боятся больше, чем самого гриппа. Мы, конечно, не будем устраивать военных действий около школ, не пускать туда непривитых детей, и вся мера ответственности за здоровье детей ляжет на педагогов и родителей.

Свиной грипп потихоньку уходит — но на смену ему идут другие вирусы

Я начинала работать врачом в начале 90-х, тогда в Екатеринбурге начиналась настоящая эпидемия дифтерии. Что печально — одними из её участников и виновников были сами врачи. В конце 80-х годов у нас в стране было популярно мнение, высказанное несколькими псевдоучёными о том, что вакцина АКДС опасна для детей. В основном благодаря содержащемуся в ней стабилизатору — мертиоляту. Что удивительно, многие педиатры тогда отнеслись к этим «страшилкам» очень серьёзно и началась «эра» медотводов по поводу и без.

Прошло всего 2 года — и мы все узнали истинную цену происходящему. В детскую инфекционную больницу, где я работала, дети с тяжёлыми формами дифтерии поступали десятками за сутки, и почти также — десятками — умирали.

Я до сих пор помню одну маму, помню даже её имя, имя её девочки, которую она родила достаточно поздно — после 40 лет, над которой «дрожала» вся семья. Девочка к своим 5 годам не посещала детский сад и по решению всё той же мамы была лишена «ненужной ей иммунной нагрузки в виде прививок». Её привезли к нам в тяжелейшем состоянии, со всеми возможными осложнениями дифтерии, начиная от токсического шока и заканчивая миокардитом. И мы уже ничем не смогли помочь ей. Как рыдала её мать! Как она в буквальном смысле билась головой об стол, когда узнала, что по результатам взятых у неё мазков именно она, вакцинированная против дифтерии в детстве и не заболевшая, стала источником смертельной инфекции для своего единственного ребёнка… этого мне не забыть никогда! Она тогда проклинала себя за то, что отказалась ставить прививки своей дочери.

После тех событий прошло 25 лет. Представьте себе — вакцина АКДС за это время не изменилась, мы каждый год прививаем ей тысячи детей — и не видим ни осложнений, ни смертельных случаев. Вся проблема оказалась в ложной теории, а совсем не в вакцине. А скольких детей потеряли.

После той вспышки дифтерии, унесшей сотни детских жизней, профессор Виталий Васильевич Фомин (старейший педиатр Екатеринбурга, которого считают своим учителем тысячи врачей. — Прим. ред.) сказал: «Раз мы с вами увидели и осознали всю тяжесть заблуждений по поводу отказа от вакцинации, то мы первыми и должны показать, что больных детей нужно прививать в первую очередь — потому что там, где здоровый ребёнок, может быть, справится, у больного шансов не будет».

В Детской инфекционной больнице тогда был открыт детский иммунологический центр, инфекционисты были проучены по иммунологии. В стационар мы брали самых соматически тяжёлых детей — с серьезнейшими заболеваниями нервной системы, внутренних органов, делали им иммунограммы, полностью обследовали. И что, вы думаете, оказалось? Мы привили против основных инфекций всех наших пациентов без исключения.

Нам удалось доказать, что никакие заболевания у ребёнка не могут быть причиной для «искажённого» действия вакцин, для осложнений после вакцинации и, следовательно, для отказа от прививок. Постепенно и педиатры на участках изменили своё мнение — они перестали писать бесконечные медотводы, привили почти всех бывших «отказников» и «медотводников».

Теперь дифтерия или полиомиелит в Екатеринбурге — это исключительно «завозные» случаи, которые нам поставляют приезжающие из других стран граждане. И, что будет удивительно для некоторых, у нас в городе в таких случаях распространения инфекции не происходит. Да, это работает массовая защита, созданная вакцинацией.

А вот подход тех родителей, которые придумывают поводы для медотводов своим детям, кроме как абсурдным, иначе никак назвать нельзя. На Западе, на который многие равняются многие годы, в первую очередь прививают соматически ослабленных. У нас же считается, что любая болезнь — это повод отказаться от прививок. Но это же действует только до момента, пока «петух не клюнет»! А почему прививать надо в первую очередь детей? Да потому, что именно детские коллективы являются источниками инфекции.

Скорые Екатеринбурга до сих пор в режиме боевой готовности

Сегодня в городе все службы — скорая помощь, поликлиники, стационары, Управление здравоохранения делают всё для того, чтобы медицинская помощь для заболевших была доступна… А потерпеть осталось очень недолго — если к началу следующей недели заболеваемость гриппом и ОРВИ в городе пойдёт на спад, то все ограничительные меры, в том числе касающиеся карантина в поликлиниках, запрета на проведение массовых мероприятий в закрытых помещениях, отстранения от учёбы непривитых детей, в городе будут сняты.

Фото: Управление здравоохранения администрации Екатеринбурга; Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU; Антон БАСАНАЕВ / E1.RU
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления