облачно, без осадков

вос.

Здоровье обзор Тренируют иммунитет и борются с облысением: как турецкие онкологи находят новые способы лечения рака

Изучение природы нездоровых клеток помогает разрабатывать уникальные препараты

Ученые не останавливаются в поисках путей борьбы с раком

Заболеваемость раком растет во всем мире, в том числе и в России. Но последние разработки ученых и врачей поддерживают надежду на избавление от самой страшной болезни современности или, по крайней мере, возможность более ранней диагностики опухоли.

Профессора сети турецких клиник Acıbadem Гёкхан Демир, Хусейн Абалы и Мустафа Джанхороз рассказали о новых способах лечения рака, с помощью которых клетки иммунной системы могли бы уничтожать канцерогенные ткани.

Стимуляция иммунитета

По словам доктора Гёкхана Демира, иммуноонкология работает над тем, чтобы стимулировать клетки иммунной системы бороться с раком. Разработки в этой области ведутся с начала XIX века.

— В 1970-х годах были обнаружены определенные молекулы, которые содействовали установлению связи между иммунной системой и раковыми клетками, и их можно было производить синтетическим путем, — рассказывает профессор. — Они и стали основой способа стимуляции иммунной системы. Но тогда исследования установили, что некоторые раковые клетки не поддавались атаке иммунной системы благодаря умению маскироваться, «притворяться» обычными клетками.

В течение последних четырех-пяти лет ученые наконец обнаружили, каким образом раковые клетки могут прятаться. Это способствовало разработке препаратов, которые могли бы подавлять такие клетки — в первую очередь меланомы (разновидности рака кожи) и опухоли в легких. В настоящее время проводятся исследования в области борьбы с другими видами рака, включая рак молочной железы, простаты, поджелудочной железы и многие другие.

Главное для больных — помочь своему иммунитету наряду с медикаментозной терапией, а это значит избегать появления избыточного веса, курения, употребления алкоголя, заражения вирусами, отравления химическими веществами.

Кстати, вполне возможно, новые препараты можно будет использовать и без химиотерапии или в качестве альтернативы для тех пациентов, которые не реагируют на химию. При этом не будут выпадать волосы и не возникнет тошнота. Самым существенным побочным эффектом является возможность заболеваний иммунной системы или появление аллергии.

Совершенные агенты

Другой новый способ лечения заключается в использовании совершенных агентов.

— Прослеживая ход генетических мутаций, обнаруженных в раковых клетках, мы стали лучше понимать, каким образом обычные клетки выходят из-под контроля, делятся неправильно и приводят к заболеваниям, используя циркуляцию крови и лимфы, — говорит профессор Хусейн Абалы. — В течение последних 10–15 лет мы осознали, что не все виды рака одинаковы и у каждого вида есть свои подвиды с разными структурами образования. Поэтому необходим дифференциальный подход к лечению.

Таким образом, именно мутации играют главную роль в трансформации обычной клетки в раковую. Разработка препаратов, специально предназначенных для особых мутаций, обеспечивает более эффективные результаты, чем химиотерапия.

Когда пациент обращается в отделение онкологии, врач сразу же выявляет, является ли этот случай мутацией, особенно при таких часто встречающихся видах заболеваний, как рак легких, молочной железы, желудка и толстой кишки. В настоящее время многие мутации распознаны, а новые изучаются.

Ожидается, что в будущем ученые разработают препараты для всех драйверных мутаций (то есть мутаций, которые играют главную роль в развитии рака). В настоящее время специалисты могут применять направленное лечение с помощью совершенных агентов в 20% случаев рака молочной железы и желудка. Для некоторых подвидов рака легких этот показатель составляет 10%. Возможно обнаружить мутацию в 50% случаев рака толстой кишки и назначить в соответствии с этим надлежащее лечение.

Турецкая клиника Acıbadem

Разработки в области генетики и молекулярной биологии

Известно, что химиотерапия воздействует и на здоровые клетки, которые находятся в процессе деления, поскольку не отличает их от раковых. С этим связана и потеря волос: препараты тормозят деление клеток в волосяных фолликулах. Кроме того, химиотерапия воздействует на обновление эпителия слизистой оболочки, и в результате появляются тошнота и рвота. Стандартными побочными эффектами также являются язвочки и афты, диарея вследствие нарушения работы пищеварительной системы, а также снижение иммунитета.

— Разработки в области генетики и молекулярной биологии позволяют специалистам назначать пациентам наиболее подходящие препараты во избежание проб и ошибок и предотвращать появление побочных эффектов у пациента, — рассказывает доктор Мустафа Джанхороз.

Клиника Acıbadem не оказывает медицинские услуги на территории РФ. Отправиться на лечение можно через представительство в Екатеринбурге:

г. Екатеринбург, ул. Белинского, 32
Тел.: +7 (343) 287-17-88, +7 912 624 64 04
www.acibadem.com.ru