...Нет, не подумайте, что это со зла: я охотно верю, что съёмочный коллектив старался, и устремления режиссёра были самыми благородными. Нехороша оказалась сама задумка: слишком претенциозная и масштабная.
Фильмы, снятые по книгам, редко оказываются достойными своих первоисточников: тем более, если это Книга с большой буквы. Дело в том, что слово как искусство более древнее и более ограниченное в своих выразительных средствах сильнее развито и требует значительных усилий как от автора, так и от читателя. Хороший, наполненный текст не только несёт заряд информации (любой: практической, эстетической, моральной...), но и ставит перед читателем вопросы, заставляет его включать своё мышление, свою фантазию, и, наконец, делаться соавтором. В кино возможность для соавторства если и существует, то очень небольшая: визуальная информация слишком исчерпывающа и однозначна.
Как бы ни старался наш режиссёр в точности воспроизвести Священное Писание, его фильм никогда бы не вышел адекватным тексту Библии, скупому и глубокому одновременно. В кино нет главного ощущения религиозности. Ибо божественное лучше всего передаётся через символ, через простоту, многозначность и недосказанность, оно должно быть постигаемо
самостоятельно, рождаться душевными усилиями, а не подаваться в виде готового телеизображения. В созерцании большого количества крови и латинском отсчёте плёточных ударов не содержится ничего для питания человеческого духа.
Думается, что точное следование оригиналу так же было не лучшим решением. Отсутствие творческого подхода лишает кино как живости, так и особой необходимой для произведения степени единства. Не содержащий общей идеи, специального авторского прочтения, фильм как бы состоит из кусочков, каждый из которых влючён в повествование не ради самовыражения художника, а лишь по обязанности. Режиссёр отказал себе в точке зрения, не захотел даже занять отдельный угол зрения, желая охватить всё разом. Разумеется, это никому не могло бы удаться. В результате некое подобие средневекового театра: фигуры в пышных костюмах, передвигающиеся согласно строгому канону и с неестественным пафосом произносящие речи на непонятном им самим языке.
Фильм не исторический и не религиозный, он застрял где-то между. Я надеялась, что смогу сказать себе, когда посмотрю это кино: "Да, вот так оно всё и было!. Не сказала.
...А может, не надо было собой чипсы брать?
...Хотя дьявол в образе женщины это очень правильно.
И правильно, что все очень даже правильно. Перед нашими глазами - настоящая кинорецензия. В ней есть место и плюсам и минусам фильма "Страсти Христовы". Не может же все в картине нравится, хотя, встречаются и такие фильмы. И встречаются такие хорошие кинокритики. Итак. наши поздравления очередному творителю - Марии Чепуриной. Она получает два билета на сказочный фильм "Заколдованная Элла" от сети кинотеатров Премьер-зал. Фильм можно будет посмотреть в любое, какое захочется, время и в любой, какой захочется, день. Пишите, критикуйте и выигрывайте!