Ведь это настоящее искусство – писать почти сказку, без претензий на архиглубокое философствование, на обличение существующей системы, на коренное изменение мира и перевоспитание человечества – и при этом не быть ни скучным, ни плоским, ни глупо-сентиментальным!
Роман Д. Липскерова скорее можно охарактеризовать не как «магический реализм» (что говорит аннотация), а как смесь реализма с анти-реализмом. Нам не предъявляют какого-то особенного города, особенного мира, выдуманного автором – местом действия служит Москва времён президента Путина. Перед читателем же один за другим предстают индивидуальные вселенные её жителей. Кажется, именно они и явились основным предметом повествования – общий же сюжет, основанный на сказочном превращении (не скажем, кого в кого, чтобы не испортить удовольствие читателям), выглядит скорей как повод для того, чтоб соединить и показать нам судьбы персонажей: парализованного обывателя, художника-пьяницы, девушки с неприятной внешностью и неприятной профессией, провинциального парня, нашедшего общий язык с животными, но не со сверстниками.
Все они страдают. Страдают не слёзно, не пафосно, но привычно, буднично и потрясающе очаровательно. Их беды и привязанности весьма нетипичны, но вместе с тем так душевны и симпатично-достоверны, что всерьёз хочется плакать.
А конец – счастливый. Согласитесь, для хорошей литературы, а не той, что в мягких корках и для поездов, это – редкость. И тут, конечно же, не обошлось без магии и анти-реализма...