Отшумел Новый год, погасли салюты и фейерверки, а мы вновь собираемся в дорогу. На самом деле, сборы были не слишком долгие — забронировали жилье, получили визу, купили билет на паром и — вперед! С собой взяли два навигатора — оба «Гармин»: старый — Нуви 255 с картой Европы и новый Нуви 1250, тоже с картой Европы и последней версией карты России.
День первый. Внутри белого облака
Итак, Екатеринбург остался позади. Хотелось сказать «до свидания, холода!», но Дед Мороз не отпускал, и почти всю дорогу до Питера нас сопровождал крепкий морозец — 25–32°С со знаком минус. Только в Кирове мы почувствовали, что Дед Мороз «подотстал», и стало потеплее.
Заснеженные дороги и идущий снег как бы перенесли нас в зимнюю сказку — вокруг всё белым бело, а когда приближаешься к попутной машине, чтобы обогнать, не видно вообще ничего — только снег… Здорово, настоящая зимняя сказка! Если бы не встречные машины, периодически выныривающие из белого облака, было бы совсем хорошо.
За первый день пути мы миновали пять областей — Свердловскую, Пермскую, Кировскую, Костромскую и остановились на ночлег в Вологодской. Обычно мы останавливались в районе Шарьи, но сейчас рядом с кемпингом стояли два автобуса, а в самом кемпинге на полу спали пьяные, счастливые люди. Мест нет — люди едут в Великий Устюг, к Деду Морозу! Им уже было хорошо. :-)
Ну, посмотрим, что нам скажет новый Гармин — не так давно появилась полная карта России с маршрутизацией. Гармин не подвел, и уже через 2 км мы остановились в неплохой гостинице «Юг», в Никольске.
День второй. По русскому Северу
В этой поездке мы решили, передвигаясь по России, по пути заезжать в интересные места.
Начнем с Тотьмы. Город был основан в 1137 году, на 10 лет раньше Вологды. Тотьма — город музеев и мореходов, здесь появились первые солеварни на Руси и проходил водный торговый путь. В 18 веке из Тотьмы было отправлено свыше 20 экспедиций на Тихий океан. Тотемцами были открыты Командорские и Алеутские острова, был основан форт «Росс» недалеко от Сан-Франциско.
В день нашего приезда все музеи были открыты. Очень интересно показалось в музее мореходов и в краеведческом музее. Вот вы знаете, сколько сусликов в сутки ловит пустельга? ;-)
Люди в Тотьме очень гостеприимны. Сюда в свое время не дошли татаро-монгольские орды, и сохранился северный русский генотип. Интересно видеть, как меняются преобладающие типы людей в зависимости от места проживания.
Вологда — чудный старинный город с сохранившейся деревянной архитектурой.
Обязательно побывайте в Кремле, в музее вологодских кружев. Нам также очень понравился Музей забытых вещей (это совсем недалеко от Кремля). А вообще, нужно планировать отдельную поездку по русскому Северу, и лучше — летом.
Погуляв по Вологде, отправляемся дальше — в Питер. Прибываем уже ночью, около 1:30. Два дня в северной столице и — дальше, на Запад!
День третий. Просто шатаемся по любимому Питеру
День четвертый. Границы и дороги
Выехать на границу мы решили на день раньше, чем планировали. Захотелось из Хельсинки на пароме махнуть в Таллинн, в котором мы были последний раз 25 лет назад.
Но все по порядку. Как обычно утром, перед тем, как пересечь границу, посмотрели местный питерский форум. Выяснилось, что из-за каникул на границе большие очереди, машины стоят по 4-8 часов. Конечно, мы волнуемся — как там получится? По трассе «Скандинавия» идет нескончаемый поток машин, несмотря на раннее время (мы выехали около 8 часов утра). Волнение нарастает, когда мы вспоминаем, что и «грин-карт», и страховки начинают действовать только с завтрашнего дня… Но после часа ожидания все благополучно разрешается — нас выпускают из России. Еще час — и мы катим по Финляндии.
Здравствуй, Суоми! В отличие от Ленобласти, дороги здесь не посыпают солью, а тщательно вычищают. Снег белый; выглянуло солнышко, и настроение улучшилось! :) И Таллинн нам очень понравился — здесь какая-то непередаваемая атмосфера. Уютные маленькие улицы, множество разнообразных кафе и ресторанов на все вкусы. Двухместный номер в хорошей, 3-х звездочной гостинице, расположенной в пяти минутах от Старого города, с завтраком — 27 евро. Почти везде персонал говорит по-русски, да и бензин дешевле, чем в Финляндии — 1 евро/литр, в Хельсинки бензин стоит 1,34 евро/литр. Добираться до Таллинна можно как по суше, так и на пароме. Паром из Хельсинки идет 2,5 часа.
Вокруг старого города парковки довольно дорогие — от 2 евро в час и выше, кругом ходят парковщики, в задачу которых входит проверять, оплачена ли стоянка
Чудесно погуляли по старому Таллинну. Можно всем порекомендовать этот город: всё доступно и очень интересно! :-)
На Эстонии сильно отразился кризис, в результате тут все недорого. В этом году количество туристов из России сильно выросло, и сейчас персонал в кафе и магазинчиках с удовольствием говорит по-русски. Совсем не так здесь было раньше. :-D
Весь город завален снегом, с крыш свисают гигантские сосульки — их убирают с автовышек.
На ратушной площади развернута рождественская ярмарка: продают всякую всячину, глинтвейн, сувениры. :-)
Походили по янтарным лавкам — понравилось.
На пароме Таллинн–Хельсинки снова проявил себя Дед Мороз, который, видимо, инкогнито поехал с нами. Балтика замерзла, и паром с грохотом изображал ледокол. :-) Уже после того, как мы приехали домой, в Новостях сообщили, что паром Хельсинки–Таллинн застрял во льдах, и его выручали два ледокола. Приключение! Следующий паром Турку–Стокгольм тоже большей частью шел, ломая лед. Было весело. :-)
По прекрасным финским дорогам добрались до Турку — мы здесь первый раз и хотелось посмотреть городок. На канале стоит очень большой парусник — красиво! Дождались парома, разместились и спать.
Рано утром прибыли в Стокгольм. Мы здесь уже были, так что задачи погулять по городу не стояло. Дождались пока рассветет и поехали к однокурсникам, которые живут тут уже 15 лет. У них небольшой домик у озера, чистый и уютный. Олени подходят прямо к дому, обгрызают кору с деревьев. Но трогать их нельзя — природу здесь берегут.
За день проехали Швецию. Почти везде был необычайный для этих мест мороз — до –18°С. Прокатились на двух паромах — из Хельсингора (Швеция) в Эльсинор (Дания) и из Родби в Путтгарден (Германия). В Германии тепло — 0, –2°С.
Доехали до Гамбурга. Наш отель был расположен недалеко от центра, все интересные места недалеко. Город очень живой, жизнь кипит вовсю. :-)
Съездили на Репербан: бедные девушки, нелегкой профессии, стоят все поголовно в ярких горнолыжных костюмах — холодно! А мы думали, они более морозоустойчивы. Те, кого уводят клиенты, радостно бегут греться, пока остальные мерзнут.
Там же, на Репербан, куча казино, кинотеатров с ХХХ–фильмами, секс-шопов, ресторанчиков с приватными танцами — весело! Словом, Гамбург понравился!
В Гамбурге находится самая большая в мире модель железной дороги, протяженностью свыше 10 000 метров. Это просто здорово! Взрослые дяди и тети ходят с детскими улыбками, все снова превращаются в детей. Дорогу можно рассматривать бесконечно: фигурки людей, ростом не больше сантиметра, выполнены очень тонко и расставлены так, что изображают различные сцены из жизни: там и фестиваль «Вудсток», и пожар, и свадьба, и нудистский пляж. А в одном месте из ручья достают утопленника; тут же рядом катафалк и уже готов маленький гробик. Фантазия авторов бесконечна, и все работает, все движется. Наступает вечер, затем ночь, и загораются огоньки. На пожар съезжаются пожарные машины и принимаются тушить огонь... Рекомендую посетить!
Дальше, заехав по пути к старым знакомым родителей в небольшой германский городок, отправились в Голландию. И снова мы стали свидетелями уникального природного явления — почти вся Голландия была покрыта снегом, бушевала настоящая метель… Опять проявил себя Дед Мороз, следовавший за нами по пятам…
Голландцы вели себя на дороге очень осторожно, ехали медленно, многие — на летней резине. Мы видели, как машина закрутилась на трассе и уехала на обочину. Когда приблизились к Амстердаму, начались бесконечные объездные дороги, постоянные развязки, развилки, и так около 90 км. Затем направились в отель. Навигация уверенно довела нас до небольшого деревянного сарайчика, на котором была табличка с названием нашего отеля — «Spaarnwood Resort Hotel».
Сказать, что мы были удивлены, — значит ничего не сказать! Писали же, что четыре звезды и 30-метровый бассейн!.. Ну ничего, 40 минут новых поисков, и мы нашли отличное место. Вот теперь пора отдыхать!
Итак, мы в Амстердаме! Бензин здесь самый дорогой, который нам только встречался — 1, 49 евро за литр. :-(
Амстердам: музей техники «Немо», кофешопы, селедка и квартал «красных фонарей»
Отель мы выбрали недалеко от Гарлема, на расстоянии около 35 км от центра города, чтобы можно было оставить автомобиль и гулять по Амстердаму. Добираться до центра удобно — кораблик на подводных крыльях без остановок доставит вас за 30 минут.
Весь город изрезан каналами, кругом мосты. Прямо у пристани нам встретилась весело поющая во весь голос девушка на велосипеде и с косячком — настроение на день было получено!
Недалеко от вокзала есть станция корабликов, на которых предлагаются обзорные экскурсии по каналам города. Проехали, посмотрели, что где находится. Решили зайти в технический музей «Немо».
Здание музея выполнено в форме гигантского корабля, напротив него — старинный парусник, в котором находится музей мореплавания.
Ну что сказать, нам бы такой музей техники! Внутри — действующие обучающие модели, на которых можно исследовать многие физические явления и процессы, самые разные, от строения гена до магнетизма, от размеров планет до изучения эмоций. Можно посидеть за микроскопом, посмотреть строение разных насекомых, строение клетки, можно выдувать громадные мыльные пузыри.
Дальше отправились в Рейхсмузеум, смотреть любимых голландцев. Потом бродили по городу — хорошо! Конечно, зашли в квартал красных фонарей. Весь квартал — это множество мелких и не очень улочек по обе стороны канала. И девушки, и дяденьки, и бабушки — кого там только за витринами нет… Очень много кафешек и, конечно, кофешопы — всюду витает характерный запах. ;-)
Вообще, Амстердам очень понравился! А какая там вкусная селедка — национальное голландское блюдо — нежная, почти несоленая, вам обязательно нужно попробовать!
Вечером в отеле обнаружили сауны — финскую и турецкую — с громадным 30–метровым бассейном, и здорово сняли усталость.
Наутро отправились по Голландии. Первым пунктом назначения стала Гауда. Который раз убеждаюсь, как очаровательны маленькие городки! В Гауде находится очень интересный старинный собор с великолепными витражами, обладающими собственной историей. А еще там есть сырные лавки! И веселые продавцы сыров.
К сожалению, музей дистиллятов знаменитого голландского джина был закрыт. Поехали дальше — к самому большому скоплению мельниц в Голландии. Красиво! И тут же, по замерзшим нерасчищенным каналам бегут конькобежцы, гогочут гуси — прямо средневековье.
Дальше поехали в Бельгию, в Антверпен. Всего около двух часов — и мы на месте. Совсем другая архитектура, другое настроение. Погуляли по вечернему городу, снова поели так понравившихся в прошлом году бельгийских мидий — хорошо!
Антверпен — очень живой, энергичный город. Походили по улицам, по набережной Шельды, зашли в очень интересный музей частного коллекционера (1858–1901), посмотрели сильные работы Брейгеля. Где-то после полудня отправились дальше.
Гент, Брюгге
Сегодня Гент весь в строительных лесах и раскопках — чинят дороги, ремонтируют исторические здания. Там делают оригинальные гентские сладости — такие пирамидки из желе или мармелада — стоит попробовать! Городок очень красивый, тихий, весь центр сохранился с давних пор. Хорошо просто побродить, никуда не торопясь. Сходили в Гентский собор, в котором находится знаменитый Гентский алтарь.
На подъезде к Брюгге вспомнили фильм «Залечь на дно в Брюгге», настроение было легкое. Нашли свой отель — крохотное здание в самом центре (всего 6 номеров), — расположились. Первым делом пошли на башню. Меня тоже подкалывали, что я не пролезу — пролез. ;-)
Как здорово бродить по городкам, где многие дома стоят не одну сотню лет в неизменном виде!
Утром на площади обнаружили сельский рынок — вот где раздолье! И сыр, и рыба, фрукты, овощи, свежий хлеб, разные самодельные вещи — красота!
Также недалеко открылся рыбный рынок — там торгуют разными видами рыбы, моллюсками, морепродуктами. Мидии стоят 4 евро за килограмм. :-)
Сходили в музей кружевоплетения, зашли в собор. И вот уже наш путь лежит во Францию.
La belle France!
Не знаю почему, но каждый раз, когда мы приезжаем во Францию, погода и настроение стремительно улучшаются. Так получилось и на этот раз. Приехали мы в город Реймс. Кругом ремонт: дороги перекрыты, кочки — а все равно настроение классное!
Поселились в небольшой гостинице рядом с центром. В кафе, возле стойки рецепшен, хорошо навеселе сидели мужчины, вокруг витал запах вина. Чудная Франция!
Вечером пошли гулять по городу — жизнь кипит, на улицах много людей.
Зашли в собор, известный своими витражами, выполненными по рисункам Шагала. Когда стоишь в центре собора, они видны за алтарем. Ощущения непередаваемые. Там словно что-то светится впереди, прекрасное и непостижимое.
В Реймсе много магазинов, торгующих шампанским, ведь здесь центр шампанского виноделия. Разнообразные марки, аксессуары. Цены на оригинальное шампанское от 12 евро и выше, в среднем — 25–40 евро за бутыль.
Наутро мы отправились на экскурсию в пещеры, где хранится и ферментируется шампанское, на одну из фабрик по производству. В подземельях находится совершенно невообразимое количество шампанского, одна фабрика соседствует с другой — почти вся земля под окраинами Реймса изрыта ходами. Очень интересно, рекомендую!
Дальше мы решили прокатиться по сельским дорожкам Франции, по деревушкам и маленьким городкам. Именно такие прогулки по провинции, местам, где редко бывают туристы, позволяют понять страну.
Отмечу, что во Франции и в целом в Европе гораздо больше памяти о Первой мировой войне, это и понятно, ведь основные события разворачивались именно там. Да и у нас многие знают такие события, как битва при Вердене, «Верденская мясорубка», где погибло около 800 000 солдат, или что такое «линия Мажино». Вот по таким местам мы и поехали.
Сооружения, оставшиеся с первой мировой, и сейчас поражают — мощнейшие укрепления, подземные бастионы, по которым водят экскурсии, многочисленные гигантские поля с рядами безымянных крестов — солдатские кладбища. А еще в деревушках можно найти прелестные ресторанчики, где работают совсем не говорящие по-английски крестьяне, и прекрасно там пообедать. ;-)
Погода стояла прекрасная: солнце, температура где-то около +5°С, совсем не холодно без верхней одежды.
Домики во французской провинции поменьше, победнее, чем в соседних странах, но все равно нам нравится Франция, ее очарование не оставляет равнодушным никого. :-)
Люксембург
Государство Люксембург образовалось после революции 1830 года. Зимой прошлого года мы заезжали в Лихтенштейн, в этом году решили проехать через Люксембург. Неожиданно этот город нам очень понравился — просторный, красивый, с роскошными видами на замок и крепость. А еще там самый недорогой бензин, который нам попадался за эту поездку — 1,1 евро за литр. Правда, на заправке я умело заплатил в пять раз больше картой на колонке-автомате. Ничего, разберемся. :-)
В магазинах, судя по всему, тоже беспошлинная торговля — уж очень дешево все спиртное. Надо будет заехать летом!
Кобленц — город, где объединилась германская нация
На слиянии двух рек — Рейна и Мозеля — стоит город Кобленц. Именно здесь в 1219 году было объявлено об объединении разрозненных немецких племен, и появилась единая немецкая нация. Обязательно посетите «стрелку» — место, где сливаются Рейн и Мозель. Там очень красиво, замечательные виды. А еще в Кобленце нужно попробовать местные вина, вина долины Рейна и мозельские вина. Там есть многочисленные винные дома в так называемой «Винной деревне», рядом с центром города.
Любек — ганзейская столица
Любек расположен на побережье Северного и Балтийского морей и с 13 века являлся столицей Ганзейского купеческого союза, сыгравшего большую роль в те времена. В городе много старинных зданий, есть красивый собор «Мариенкирхе», хотя во время Второй мировой он серьезно пострадал от бомбежек. Сходите посмотреть на старинные ворота, пройдитесь по центру — все недалеко.
А еще рядом с Любеком есть порт Травемюнде, из которого на пароме «Финнлайнс» мы отправимся в Хельсинки. :-) Должен сказать, на «Финнлайнс» каюты комфортнее, чем на «Силья Лайнс», и места побольше.
Попрощавшись с Хельсинки, проходим границу — здравствуй, Питер! И здравствуй, недорогой бензин! ;-) Правда, расход топлива на нашем бензине побольше.
Два дня дороги по России — и вот мы дома. Скорее бы снова в дорогу! Следующим местом, куда мы отправимся, будет Италия.
Некоторые итоги поездки
Пробег: 9000 км, из них 4600 км — по России
Маршрут: Эстония, Финляндия, Швеция, Дания, Голландия, Бельгия, Германия, Люксембург и, конечно, Франция
Стоимость бензина:
* Россия от 20 до 22 руб./литр
* Финляндия — 1,36 евро за литр
* Германия — 1,39 евро за литр
* Голландия — 1,49 евро за литр
* Бельгия — 1, 26 евро за литр
* Эстония — 1,2 евро за литр
* Швеция — 1,35 евро за литр
* Люксембург — 1,1 (!)
Стоимость двухместного номера в отеле: от 27 до 72 евро
Обошлось без штрафов
Понравилось. Поедем еще.
Посмотреть фото
Другие статьи автора:
Зимний марафон
Вояж на Вояджере