Итак пред нами предстало, уже прогремевшее на весь мир, новое творение Даррена Аранофски, если кто не помнит — создателя «Рестлера», «Пи» и того самого «Реквиема по мечте». Что же приготовил нам мастер художественного кадра на этот раз?
Вкратце — новый фильм вновь о спорте. Перед нами опять спортсмен, только не старый, побитый жизнью и пластическими операциями, рестлер Микки Рурк на закате карьеры, а молодая, живая, подающая надежды, красивая балерина Натали Портман. От мужской мелодрамы, автор пододвинулся поближе к триллеру, конечно, не теряя тега драмы. Так вот, главная героиня, скромная «пай-девочка», отличающаяся фанатичным подходом к делу, получает главную роль в балете «Лебединое озеро». Таким образом, она автоматически становится новым лицом, как минимум, театрального сезона, а её карьера постепенно обретает крылья, рисуя ей достойное будущее и признание масс. И все бы ничего, но у нашей балерины появляется соперница, тут-то все и начинается.
Если не брать в расчет то, что фильм про балет, сюжет особого внимания не заслуживает. Он неплохой, но и выдающимся его ну никак не назвать: спорт, соперники, раздвоение личности, противостояние плохой и хорошей девочки, все это мы с вами, так или иначе, не раз видели в разных картинах. Лучше давайте об актерском составе. Портман сыграла здесь, возможно, одну из своих лучших ролей. Мало того, что, по словам режиссера, 80% всех движений она выполняет сама, она еще успевает и превосходно играть! Робость, страх, радость, боль, ненависть — все на 5, придраться практически не к чему, да и не хочется! Уверен, Оскар за лучшую женскую роль достанется ей. Все это приправлено лицедейским мастерством Венсана Касселя, отчего фильм набрал еще пару пунктов.
Музыка. Не будучи экспертом в области классической музыки, скажу лишь свое дилетантское «Браво!», бессменному композитору Даррена — Клинту Мэнселлу, за блестящую, на мой взгляд, адаптацию Чайковского. Без соответствующего сопровождения, данное кино можно было бы выбросить в ближайшую урну, так как самая важная часть повествования чрезвычайно тесно связана с музыкой.
Финал картины — это то, ради чего она создана. То, ради чего мы сидели на уютных креслах-мешках кинотеатра около полутора часов. Почти идеальная визуализация итогового повествования, сросшаяся, как я уже говорил, с прекрасной музыкой Чайковского. Именно так это и должно быть, лучше не снял бы никто. Не отпускающее напряжение и нарастающий восторг, почему-то напомнили мне 3-й уровень сна из боевика «Начало» прошлого года. Это истинное искусство режиссера-постановщика, прекрасная сцена, нет слов.
Все это конечно хорошо, и всеобщее внимание, прикованное к фильму, конечно, небезосновательно, НО! Сие творение вовсе не лишено минусов, причем минусов не самых приятных. О незамысловатом сюжете я уже сказал. Далее запомнилось не совсем удобоваримое количество аляповатых пугалок в хоррор-стиле, все эти кадры с напряженной музыкой и внезапным «чем-нибудь» не производили хорошего впечатления. Также немного достал примитивный символизм, который с завидной частотой появлялся на экране. Последние два пункта есть явное следствие того, что Даррен Аронофски решил вплотную приблизиться к голливудскому мейнстриму, загребая огромные кассовые сборы и претендуя на американские статуэтки.
В итоге мы имеем действительно хороший фильм, который обязательно стоит посмотреть, причем желательно в кинотеатре, и плохую тенденцию, озвученную выше. Впрочем, насчет последнего, все же, будем надеяться, что наш лебедь все-таки отмоется от шаблонов и жесткой продюсерской опеки и снова станет белым.
Черный лебедь, что ты вьешься над моею головой?
ПО ТЕМЕ