Прошлый год в России не только показал рост продаж автомобилей, но, по признанию самих страховщиков, стал успешным и для большинства из них — рост сборов страховых премий наблюдался практически во всех сегментах.
Добровольное страхование автомобиля КАСКО в дополнение к обязательному страхованию гражданской ответственности — дело недешевое. И прибегают к нему чаще всего те автовладельцы, для которых без полиса КАСКО покупка машины вообще может стать невозможной. Другими словами, те, кто приобретает автомобиль в кредит: машина, находящаяся в залоге у банка, в обязательном порядке должна быть застрахована и по ОСАГО, и по КАСКО. Также к добровольному страхованию в прошлом году чаще всего прибегали владельцы новых машин — либо только что приобретенных в автосалоне, либо тех, что были куплены 2-3 года назад и все еще находятся на гарантии у официального дилера. Владельцы подержанных машин, срок эксплуатации которых превышает 4-5 лет, старались экономить на страховке, предпочитая в случае восстановительного ремонта после ДТП обращаться не к официальным дилерам марки, а в недорогие автосервисы, где оплата услуг мастеров обходится дешевле, чем стоимость нормо-часа и новых оригинальных запчастей у официалов.
Программное обеспечение
А вот среди программ добровольного страхования, которые выбирали для себя автовладельцы, предпочтение отдавалось двум типам. В первую очередь, если уж водители страховали свой автомобиль, то старались сделать это по максимуму. Например, в екатеринбургском филиале СК «Капитал-Резерв» наибольшим спросом пользовалась программа «Классика», включающая самый полный пакет страхования рисков: «Автокаско», «Ущерб», «Дополнительное оборудование», «Гражданская ответственность», «Несчастный случай». В страховой компании «Екатеринбург» наиболее популярными стали программы «VIP-клиент» и «Новый автомобиль». В частности, программа «VIP-клиент» успешно работает в нескольких автосалонах города — «Ауди Центр Екатеринбург», «Тойота Центр Екатеринбург Запад» и «Лексус Центр Екатеринбург». Как рассказал директор по страхованию СК «Екатеринбург» Денис Ахтариев, участники программы получают особые привилегии и дополнительные сервисные опции — упрощенную систему выплат в ряде случаев, осуществление сбора документов на месте ДТП, а также предоставление подменного автомобиля на время кузовного ремонта. Правда, ее участниками могут стать только владельцы дорогих иномарок. В частности, как сообщается на сайте «Тойота Центр Екатеринбург Запад», в их число попадают владельцы автомобилей Toyota Land Cruiser Prado и Land Cruiser 200, срок эксплуатации которых не превышает трех лет.
А наиболее распространенной программой страхования КАСКО в 2010 году в екатеринбургском филиале «Объединенной страховой компании» стала «Ущерб-Элита», которая включает страховые риски «Угон», «Кража», «Грабеж», «Разбой», «ДТП», а также защищает от пожаров, ударов молнии, взрывов, стихийных бедствий, повреждения посторонними предметами и животными, противоправных действий третьих лиц и несоответствия дорожного покрытия нормам. Помимо этого, как рассказала начальник отдела страхования екатеринбургского филиала Наталья Карташова, эта программа гарантирует выплаты без справок из компетентных органов по стеклянным элементам 2% от страховой суммы неограниченное количество раз и в пределах 3% от страховой суммы по кузовному ремонту один раз.
Не меньшим спросом пользовались программы, позволяющие при благоприятном стечении обстоятельств сэкономить деньги. В страховой компании «Капитал-Резерв» — это «Уверенный водитель», при котором страховой полис можно было приобрести за полцены. Вторую половину суммы приходилось платить только при угоне или в том случае, если в течение страхового периода водитель попал в серьезное ДТП, и ему пришлось обращаться за выплатой к страховщику. В компании «Уралэнергогарант» чаще всего водители выбирали страховой продукт «Здравый смысл» по программе «Защита».
Уйти без убытков
Как известно, по итогам года в каждой страховой компании проводится анализ наиболее убыточных и безубыточных автомобилей. После составления этого своеобразного рейтинга, страховые компании определяют размер повышающих коэффициентов, которые применяются к наиболее убыточным маркам и моделям машин. Что, в свою очередь, уже в этом году отразится на стоимости полисов добровольного страхования для владельцев этих брендов. По словам главного специалиста СК «Капитал-Резерв» Светланы Васильевой, эта компания понесла максимальное количество убытков из-за марки Mitsubishi, второе место занял Hyundai, третье поделили Honda и «ВАЗ». Mitsubishi L200 и Pajero, наряду с Hyundai Accent, Elantra и Getz, также стали убыточными и в компании «Уралэнергогарант». Среди автомобилей, которые обошлись страховым компаниям дороже всего, также фигурируют различные модели Audi (А3, A4, A6), традиционно демократичные японцы — Mazda 3, Toyota Сorolla и Toyota Camry, Honda Jazz, Сivic и Accord, а также разнообразнейшие и относительно недорогие модели Chevrolet — Aveo, Spark, Lacetti, Lanos.
А вот среди автомобилей, которые принесли страховым компаниям меньше всего убытков, как всегда, значатся более дорогие модели иномарок — Porsche, Lexus, Audi Q5 и Q7, BMW X3 и X6, Cadillac. То ли их опытные владельцы (или водители, которых нанимают их владельцы-бизнесмены) меньше склонны к риску, то ли обладатели недорогих машин предпочитаются держаться от своих навороченных собратьев на приличном расстоянии — от греха подальше.
Сборы и выплаты страховых компаний по КАСКО в 2010 г.
*окончательная цифра будет известна в начале 2012 г., когда закончат свое действие все договоры, заключенные в 2010 г.
**Процент выплат по обращениям автовладельцев к премиям за IV квартал 2010 г. составил 25,2%.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Елена Кальчук, начальник отдела автострахования ТФ ОАО «САК «Энергогарант» «Уралэнергогарант»:
— В нашей компании на уровне предыдущего года сохранилось страхование Audi, BMW, Citroen, Lexus, Ssang Yong, «ВАЗ». Меньше страховали свои автомобили владельцы Ford, Hyundai, Mazda, Porsche, Subaru. Больше, чем в 2009 году, страховали марки Daewoo, Honda, Land Rover, Mitsubishi, Opel, Volvo.
Информация предоставлена журналом «ГАИ»