E1
Погода

Сейчас-2°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода-2°

ясная погода, без осадков

ощущается как -7

4 м/c,

зап.

727мм 84%
Подробнее
2 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Реклама
Мой дом Полезные статьи Проблемы «одного окна»

Проблемы «одного окна»

В деле организации трудоустройства студентов и выпускников сложилась парадоксальная, на первый взгляд, ситуация. Работодатели хотят нанимать молодежь. Вузы рапортуют о том, что активно этому способствуют. Но между тем, успешные проекты сотрудничества бизнеса и учебных заведений в Екатеринбурге остаются исключениями из правил. Ответственные за эту задачу в вузах грешат формальным подходом к ее решению, у работодателей другая беда – они хотят получить все здесь и сейчас, не вкладываясь в будущее. К студентам претензии тоже имеются – они не слишком спешат самостоятельно учиться и искать работу.

Самым очевидным способом попробовать решить эти проблемы и упростить студентам трудоустройство оказалась очная встреча всех заинтересованных сторон. И впервые в современной истории рынка труда Екатеринбурга такая встреча состоялась.

Встреча заинтересованных

В Екатеринбурге 14 июня состоялась встреча представителей вузов, отвечающих за трудоустройство и практики студентов, и работодателей, этих самых студентов и выпускников нанимающих. Уникальна она потому, что никогда раньше в нашем городе на одной площадке не собирались обсудить тему трудоустройства студентов представители сразу 12 крупнейших вузов и более полусотни работодателей. И то, что и как они обсуждали, очень точно отражает положение дел в этой сфере.

Выступали на мероприятии эксперты с каждой «стороны баррикад»: опыт вузов представляла бывший руководитель Центра карьеры УрГУ Елена Олимпиева, работодателей - директор по персоналу Рекламной группы Deltaplan Наталья Конышева, общую картину с точки зрения государства изложил директор Департамента по труду и занятости населения области Дмитрий Антонов. Участники – работодатели и сотрудники вузов - справедливо отмечают, что самой интересной частью оказались вовсе не выступления, а развернувшаяся после них полуторачасовая дискуссия о способах и проблемах сотрудничества бизнеса и вузов.

Прежде всего, как выяснилось, многие работодатели оказались не в курсе того, что в большинстве вузов существуют специальные центры (отделы), занимающиеся организацией практик и помогающих трудоустройству выпускников. Они имеют различные названия, и не везде совпадает функционал и полномочия, но эти отделы есть и в УрФУ, и в УрГЭУ, есть они в СельхозАкадемии, Горном университете, УрГПУ и РГППУ, Лесотехническом университете, ЮрАкадемии и Архитектурной Академии. А так как перечисленные вузы – основные поставщики молодых специалистов на рынок труда мегаполиса, то отлично было бы наладить работу с ними и сделать эти центры союзниками работодателей при найме молодежи.

Само существование центров радует, однако здесь есть одно важное обстоятельство. Работодатели не хотят тратить массу времени на обращения на специализированные кафедры и беготню по факультетам – они хотят реализации принципа «одного окна», то есть ощущать себя клиентами этого самого центра, который от лица вуза, предлагаем им всю аудиторию студентов, вне зависимости от кафедр и факультетов. Полный охват. Но какая у сотрудников центров трудоустройства студентов заинтересованность в решении проблем работодателей? Строго говоря – никакой. Им платят за процесс, а не за результат. «Одним окном» эти структуры стать не против, но прилагать особенные усилия их сотрудники не будут. Как отметила представительница УрФУ на встрече с работодателями: «У нас нет задачи трудоустраивать, мы консультируем и информируем».

Через какое-то время, возможно, систему мотивации сотрудников вузов и удастся изменить, но пока чтобы реально взаимодействовать с вузами, нужно искать отдельных контактных людей и договариваться индивидуально.

Понятно, что работодатели, которым требуются специалисты узкой квалификации, зачастую знают конкретные кафедры и факультеты, куда нужно идти за молодежью. Им такие Центры не нужны вовсе. Однако основной объем спроса на молодых специалистов – спрос на людей без квалификации, обучаемых и коммуникабельных, которых готовы нанять организации сферы сервиса и туризма, розничной торговли, телекоммуникационные компании, банки и т.д. Это «молодежь вообще», работодателям не важно, с каких факультетов эти люди. Причем нанимать их хотят в 80% случаев на позиции, связанные с продажами или услугами. И вот как раз решением этой задачи, а вовсе не простым «информированием» центры трудоустройства студентов могут быть полезны рынку труда и работодателям.

Обучение самому востребованному

На практике между центрами трудоустройства и кафедрами/факультетами есть негласная конкуренция в вопросах построения отношений с работодателями. Эти структуры, как правило, не информируют другу друга о возможностях для студентов, мало помогают друг другу, когда есть потребность в информировании молодежи о вакансиях. Но самое главное – сотрудники большинства кафедры отрицательно реагируют на предложения работодателей о работе их студентов на непрофильных должностях, особенно много негатива относительно сферы продаж. Бывают, конечно, исключения, но они редки. И центры как раз должны лоббировать массово востребованную тематику (профессии), сбивать пафос кафедральных.

И еще одно очень важное обстоятельство открылось в ходе дискуссии 14 июня. Сейчас Центры трудоустройства делают акцент на информирование студентов (доски объявлений, ярмарки вакансий и т.п.), а должны – на их мотивацию. Мотивировать учащихся самостоятельно искать работу, проявлять активность, когда в вузы приходят работодатели. Как это делать?

Запускать продолжительные мотивационные и учебные программы, рассчитанные как минимум на 2-3 месяца, посвященные темам поведения на рынке труда, обучающие коммуникабельности и формирующие навыки тех же продаж, раз уж они так востребованы. Уже сейчас вести эти курсы могут и готовы представители многих компаний. Реально готовы. И есть вузы, которые готовы такие курсы встраивать в своих программы - например, РГППУ, УрГПУ, УрГЭУ, а это - тысячи молодых кандидатов. На первом этапе, конечно, придется заставлять студентов посещать эти занятия. А уже в ходе занятий своей работой преподаватели от работодателей должны заинтересовать студентов как самой идеей таких курсов, так и перспективой работы в конкретной компании.

Правда, в подобный формат сотрудничества с вузами смогут включиться только работодатели, способные к планированию своих потребностей в персонале, а не те, которые бросаются в вузы с требованиями «нам нужны 50 студентов прямо завтра, поэтому дайте нам их из вашей базы». Работодателей можно понять, времени ждать год или два ни у кого нет.

Компромиссным оказывается период от двух недель до двух месяцев – это вполне нормальный срок, в течение которого можно проводить с вузом полноценный учебный проект. Вложиться в обучение, получив шанс оценить потенциальных сотрудников.

Именно такими проектами планируют участники прошедшего круглого стола заняться уже осенью 2012 года, и вскоре студенты многих вузов смогут пройти дополнительные курсы по коммуникативным навыкам, методикам продаж и другим востребованным темам.

Фото: world.en.cx

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления