E1
Погода

Сейчас-2°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода-2°

ясная погода, без осадков

ощущается как -7

4 м/c,

зап.

727мм 84%
Подробнее
2 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Реклама
Мой дом Если мыть трубы раз в год - потопов не будет: учёный из УрФУ объяснил, как за копейки спасти ливнёвку в Екатеринбурге

Если мыть трубы раз в год - потопов не будет: учёный из УрФУ объяснил, как за копейки спасти ливнёвку в Екатеринбурге

Промывка труб обходится гораздо дешевле, чем прокладка новых.

Учёный считает, что трубы можно менять без масштабных раскопок.

Преподаватель кафедры "Водное хозяйство и технология воды" Строительного института УрФУ Сергей Кислицын рассказал E1.RU, как воплотить в Екатеринбурге технологию, которая позволит избежать затопления городских улиц во время дождей.

– Во многих местах города просто нет ливневой канализации, а уклон, с которым выполнены проезжие части улиц, не обеспечивает сток дождевых вод, – говорит Сергей Кислицын. – Если говорить про те улицы, которые всё-таки оснащены сетями ливневой канализации, то ливнеприёмники забиты мусором или заасфальтированы, поэтому вода просто не может попасть в трубу дождевой канализации. Либо сама труба ливневой канализации заилена, то есть на её дне скопились отложения из песка, мусора, битума, таким образом сечения трубы просто не хватает, чтобы пропустить через себя весь объём дождевой воды, и вода бежит по улицам.

Чтобы избавиться от мусора и ила, трубу достаточно промывать раз в год, говорит Сергей.

– Давайте пойдём от простого к сложному. Большинство проблем кроется в засоренности ливнеприёмников и труб. Эта проблема решается сравнительно быстро и сравнительно недорого. Трубы надо просто промыть. В любом случае эффект от промывки мы получаем сразу – за счёт того, что труба чистая, по ней восстанавливается нормальный гидравлический режим потока жидкости, – отметил Сергей Кислицын.

Так выглядит грязная труба ливнёвки изнутри.

Промывать трубы преподаватель предлагает с помощью гидродинамического метода – водой при высоком давлении – с последующей телеинспекцией труб.

– Если за ливневой канализацией ухаживать должным образом и проводить телеинспекцию, то стоимость содержания подземных коммуникаций значительно снижается. Разница в затратах может достигать десятков раз. В среднем прочистка трубы и утилизация отходов на специальном полигоне стоит около 500 рублей за метр. В то время как замена такого же участка трубы может составлять от 5 до 80 тысяч рублей, – подчеркнул учёный.

Он отметил, что эти цифры очень приблизительные – всё зависит от конкретных технических условий. Но даже при таком приблизительном подсчёте понятно, что промывка труб выгоднее полной замены. По ГОСТу трубы необходимо промывать 1 раз в год.

– На крупной международной выставке я общался со своим коллегой из Лондона, – рассказал Сергей. – Он обслуживает сети канализации, и он мне увлечённо рассказывал, что у него уже 40 промывочных машин… Следует отметить, что он не единственный, кто обслуживает канализацию Лондона. У меня возник резонный вопрос: зачем ему так много машин, неужели они все загружены работой? Он ответил: "Конечно, ведь сети надо мыть раз в год", чем они и занимаются. Мне понравилась сама точка зрения: если по регламенту положено мыть раз в год, то моют, а не рассуждают, надо или не надо.

– Может быть, это решение предлагали администрации Екатеринбурга? Может быть, это уже используется в тестовом режиме где-то? Может, есть примеры использования в других городах?

– В Екатеринбурге таких машин 7 – у частный компаний, у Водоканала и у ВОИС. Если брать во внимание машины на базе КамАЗов – они менее мощные и могут пройти за 1 раз небольшое расстояние (там много претензий к конечному результату), то можно насчитать около 15 таких машин. Лишь 1 из них работает при минусовых температурах – это и устранение аварий, и плановая промывка ливнёвки и канализации у частных клиентов.

Это машина, которая проводит очистку труб гидродинамическим методом.
Так выглядит само устройство для очистки труб гидродинамическим методом.

Другая проблема – в том, что трубы приходят в негодность и их приходится менять.

Следует признать, что на больших диаметрах эта труба значительно, иногда в разы дешевле пластиковой, но и прослужит железобетонная труба в разы меньше пластиковой. Вот такой парадокс – сиюминутно экономим и немало, а в период эксплуатации 50–100 лет теряем, – сказал учёный.

Ремонтировать трубопроводы в Екатеринбурге можно без рытья траншей и перекрытия улиц. Учёный из УрФУ предлагает альтернативу привычной замене труб, которая, как он утверждает, позволит выполнять работы в разы быстрее и при этом существенно сэкономить.

С помощью этого робота на четырёх колёсах специалисты обследуют трубы изнутри.

– Я бы однозначно рекомендовал бестраншейную замену трубопроводов – это означает, что трубы можно менять либо вообще без раскопок, либо с небольшими точечными раскопками. Любой горожанин будет рад, если ремонт не будет сопровождаться масштабным перекрытием улиц. Так как предполагается первоначально менять участки, которые повреждены, то единственный подходящий для этого способ – это метод реновации с одновременным разрушением, – рассказал Е1.RU Сергей Кислицын.

Эта технология предусматривает рытьё двух небольших котлованов, вскрывающих старую магистраль. Один служит для размещения установки, а второй – для подачи трубной плети, собранной из полиэтиленовых модулей. С помощью стальных штанг, продвинутых ранее через весь участок, гидравлический агрегат протягивает из одного котлована в другой специальный "нож"-разрушитель с прикреплённой сзади новой трубой. В итоге разрушение старого трубопровода и скважины, а также протяжка нового участка производятся одновременно.

По словам учёного, такой подход позволит прокладывать новую трубу на место старой, независимо от глубины и степени износа. В Екатеринбурге уже есть такая установка, способная таким образом менять трубы диаметром до 1 200 миллиметров. Как отмечает Сергей Кислицын, она единственная и самая мощная в мире.

Добавим, что пока бестраншейный способ замены труб применяется не повсеместно. Из-за ремонта трубопроводов в городе регулярно перекрывают улицы.

Фото: Сергей КИСЛИЦЫН; Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления